Как бы Вы оценили нынешний уровень отношений России и Греции?
Димитриос Веланис: Не секрет, что греко-российские отношения выстраиваются в очень сложных международных экономических условиях, в целом, и в условиях экономического кризиса в Греции, в частности. И именно в этих условиях Москва и Афины ищут пути для партнерства. Хочу подчеркнуть, что далеко не случайно в прошлом году прошло две встречи премьер-министра Греции Алексиса Ципраса и президента России Владимира Путина. Два раза Ципрас встречался с российским премьер-министром Дмитрием Медведевым. В прошлом году в Сочи после перерыва возобновила работу межправительственная комиссия, председателями которой являются министр транспорта России Максим Соколов и замминистра иностранных дел Греции по внешнеэкономическим отношениям Димитрис Мардас. В середине мая в Салониках прошло промежуточное совещание сопредседателей межправкомиссии.
Поэтому не случайно и то, что в конце мая Владимир Путин посещает Грецию. Все это говорит о том, что Афины очень серьезно относятся к выстраиванию отношений и партнерству с Россией, и это партнерство имеет многогранный характер и очень большие перспективы.
В условиях антироссийских санкций ЕС, к которым присоединилась Греция, на какие взаимовыгодные договоренности можно реально выйти нашим странам?
Димитриос Веланис: Конечно, в наших отношениях есть трудности. Однажды, президент Путин сказал о том, что очень плохо, что некоторые путают политику с экономикой. И это очень правильное высказывание. Потому что Греция всегда выступала и выступает против любых санкций, которые принимаются против одного или другого государства.
Если говорить об антироссийских санкциях ЕС и ответных действиях России, то могу заверить, что Греция очень сильно пострадала от этого, в первую очередь, потому что многие греческие производители потеряли российский рынок для своих товаров.
Но я могу вам сказать, что мы предпринимаем определенные меры, чтобы преодолеть эту ситуацию.
И президент Путин, и премьер-министр Медведев предложили идти по пути создания совместных предприятий для преодоления санкционных сложностей, а Греция с большим вниманием отнеслась к этим предложениям. И сегодня мы движемся к созданию таких СП, которые вскоре будут созданы.
Первые такие компании будут заниматься производством детского питания и молочной продуктов, йогуртов, сельхозпродукции глубокой переработки. Далее на повестке дня сотрудничество в области аквакультуры, поскольку здесь греческие производители обладают передовыми знаниями и технологиями.
Эти СП будут действовать и на территории России, и на территории Греции. Они призваны решить двойную проблему: с одной стороны, найти способы поставок греческих товаров на российский рынок, а с другой стороны - соответствовать политике российского правительства в части импортозамещения. То есть, по производству на территории России таких же греческих товаров.
Надо сказать, что эти инициативы идут и от бизнеса и правительств двух стран, поскольку цель у всех одна - исправить нетерпимое положение, которое создалось после введения санкций.
Если говорить о других областях, то это туризм. И Греция может удовлетворить спрос российского туриста в различных сегментах и ценовых категориях - от дешевого до дорогого, от религиозного до исторического и культурного. И у нас есть все основания считать, что и число греческих туристов в России может существенно увеличится.
Сегодня мы также активно обсуждаем варианты развития связей между нашими портами и открытие прямых судоходных маршрутов, связывающих две страны.
В Греции запущен процесс приватизации госсобственности. Ждет ли греческое правительство инвесторов из России?
Димитриос Веланис: Я хочу подчернить, что скоро у нас будет принят новый закон о развитии греческой экономики - он уже внесен в парламент. В нем предусмотрены очень льготные условия для тех инвесторов, которые придут именно сейчас и поверят в перспективы нашей экономики в условиях преодоления кризиса.
И для российских компаний открываются прекрасные возможности инвестиций в проекты в области транспортной инфраструктуры, аэропортов и портов. Кроме того, речь может идти о недвижимости в сфере туризма, покупке и строительстве гостиничных комплексов и так далее.
После ухода с повестки дня проекта "Турецкий поток", продолжается ли энергетический диалог между Москвой и Афинами?
Димитриос Веланис: Энергетика является вторым основным направлением нашего сотрудничества. И здесь, откровенно говоря, политика также смешивается с экономикой. Сегодня позиция греческого правительства заключается в том, чтобы Греция превратилась в региональный энергетический хаб для Южной Европы.
В этих целях Греция поддерживает строительство Трансадриатического трубопровода (ТАP), который пройдет по нашей территории и будет доставлять в Европу около 10 миллиардов кубометров азербайджанского газа. Мы надеемся также принимать сжиженный природный газ из стран Персидского залива, а также из США на терминалах СПГ. Правда, здесь остается открытым вопрос конечной цены на сжиженные углеводороды из этих источников. Мы также будем строить интерконнектор Греция-Болгария для того, чтобы газ поступал с юга на север Балкан.
Однако, есть одно огромное "но" - без большого количества доступного по цене российского газа Греции будет трудно развиваться. По нашим оценкам, для устойчивого развития странам южной Европы необходимо от 33 до 40 миллиардов кубометров газа. И эти объемы не могут быть обеспечены с помощью вышеназванных проектов и без участия России. Повторю, что никакая энергетическая безопасность не может быть обеспечена для Греции без участия России в энергетической карте южноевропейского региона.
Мы считаем, что российский газ для Европы - это основной на сегодня источник энергии, который таковым и останется. А российский проект "Южный поток" поддерживают не только Афины, но и Австрия, Италия и некоторые другие страны.
Кроме того, мы верим и в широкие возможности российско-греческого сотрудничества в области развития альтернативной энергетики, использования ветра и солнечного совета.
Греция находится в сложных экономических условиях: 320-миллиардный госдолг пока не уменьшается, на Афины постоянно давят международные кредиторы, требуя новых болезненных реформ пенсионного, налогового и социального секторов. Вы не исключаете, что в ЕС кому-то может очень не понравиться излишняя самостоятельность Афин в развитии взаимовыгодных отношений с Москвой?
Димитриос Веланис: Любое внешнее давление имеет меньшее значение по сравнению с теми нуждами, которые сегодня имеет Греция и ее экономика в условиях кризиса. Поэтому международные кредиторы должны подходить к Греции реалистично. Наше правительство и премьер-министр Ципрас исходят из того, что подписанные с "тройкой" кредиторов соглашения нужно выполнять. Но независимое греческое правительство имеет право самостоятельно находить пути исполнения этих договоренностей. И, по нашему мнению, один из таких путей - это развитие внешнеэкономических отношений со всеми странами, в том числе и с Россией. Россия - это большой рынок с большими возможностями для Греции, а греческий рынок также открывает возможности для России. Мы считаем, что, объединив эти возможности, мы и получим искомый результат в виде ускорения выхода Греции из кризиса.
Символично, что 2016 год объявлен президентами наших стран "перекрестным год" для России и Греции. И сегодня он действительно является катализатором всестороннего развития отношений между нашими странами.
В этом году в России также отмечается 1000-летие российского духовного присутствия на Афоне. Как к этой дате относятся в Греции?
Димитриос Веланис: С учетом специального статуса Афона, это тонкий вопрос, который по большей части касается межрелигиозных отношений. Могу вас заверить, что греческое правительство, как и весь греческий народ, уважает присутствие России на Святой горе Афон и знает, что Россия находится там на протяжении тысячелетия, которое и отмечает.
Кстати
Согласно опросам общественного мнения в Греции, президент России является самым популярным иностранным политиком среди греков. Прошлым летом местная социологической компанией Public Issue даже провела специальный соцопрос, в ходе которого опросила более тысячи совершеннолетних граждан Греции по телефону. Как оказалось, самым популярным лидером иностранного государства в Греции стал президент Владимир Путин - 62 процента респондентов положительно оценивают деятельность российского лидера. На второй строчке в рейтинге популярности расположился лидер США Барак Обама, к которому позитивно относятся 60 процентов греков. Вполне предсказуемо замыкает список привлекательных для эллинов зарубежных политиков канцлер ФРГ Ангела Меркель, которую поддерживают лишь 39 процентов респондентов.
Примечательно, что, по данным американской компании "Гэллап", симпатии по отношению к России в Элладе в 2014-2015 годах заметно выросли. Позитивное отношение греков к нашей стране американские специалисты объясняют "культурными, религиозными и экономическими связями Греции и России на протяжении долгого времени".