Исполнилась тысяча лет первому отечественному законодательному акту

В нынешнем году мы отмечаем поистине великую дату - исполняется тысяча лет первому законодательному акту, который назывался "Русская Правда". Это свод обязательных правил, созданный на основе обычаев и впервые в нашей истории зафиксированный в письменном и систематизированном виде.

Регулирование межличностных и общественных отношений началось еще в первобытном обществе. Оно осуществлялось на основе обычаев и традиций, выработанных многолетним опытом человеческих сообществ и закрепленных в их культуре. До возникновения письменности эти обычаи сохранялись в изустном виде в памяти "знатоков". В процессе их применения они незаметно изменялись как в силу особенностей человеческой памяти, так и из конъюнктурных соображений.

Таким образом, регулирование общественных отношений носило изменчивый, текучий характер. Письменная фиксация обычаев означала возникновение закона. Регулирующие нормы становились неизменными, впредь надлежало следовать букве закона, ни в чем от него не отступая. Закон приобретал независимое бытие, отвлекался от породивших его обстоятельств. Иными словами, регулирующие культурные нормы как бы отчуждались от "тела" культуры, становились ее обособленной ветвью.

Первые законы, как мы знаем из истории, возникли еще в древнем Шумерском царстве более четырех тысяч лет назад. Уже тогда их возникновение породило систему правовой деятельности, включающую суды, законотворчество и образование.

Полноценная система правовой деятельности, которую мы и называем правом, возникла в Древнем Риме и включала в себя юриспруденцию, законопроектную, законотворческую правоприменительную, правоохранительную и образовательную деятельность.

Однако культурная катастрофа, произошедшая на рубеже нашей эры, привела к исчезновению античной культуры и такой ее отрасли, как право. Германские, нормандские и славянские племена, покорившие Западную Римскую империю, находились на доцивилизационном уровне и не имели письменности. Система правовой деятельности сохранялась в Восточной Римской империи (которую часто называют Византией) вплоть до XV века, но испытывала постепенную разбалансировку за счет варваризации части населения, а также утери связи преимущественно греческого населения с латинским языком - языком древнеримского права.

В Западной Европе процесс обособления правового регулирования от "тела" культуры начался заново и также шел путем письменной фиксации обычаев. Уже к концу V века появляются своды обычаев, называемых варварскими правдами. К ним относятся: "Вестготская правда" (вторая половина V в.), "Бургундская правда" (конец V - начало VI вв.), "Салическая правда" (начало VI в.), "Баварская правда" (середина VIII в.) и другие. Главным содержанием этих актов были охрана имущества и личной неприкосновенности свободных людей и установление наказаний за их нарушение.

Большая часть сохранившихся до нас сборников "варварских правд" представляет собой своего рода соглашение между народом и королем. Все сборники написаны на латинском языке. Первые своды обычаев появились у народностей, ранее других вошедших в тесные отношения с римским миром: у салических и рипуарских франков, алеманнов, баварцев. Позже всего появились сборники у тех германцев, которые далеко отстояли от римской образованности. Так, у саксов, англов, фризов и веринов (турингов) писаные законы появляются лишь в VIII - IX вв.

Возникновение письменности славянских народов в IX в. усилиями братьев Кирилла и Мефодия из греческого города Солуни (Салоники) сделало возможным возникновение письменных нормативных документов. Самыми первыми юридическими документами стали договоры Древней Руси с Византией 907 и 911 гг., исполненные на греческом и переведенные на старославянский язык. Договор 911 г. сохранился в позднейших списках древнерусских летописей, в частности, в "Повести временных лет". Этот древнейший письменный источник содержит нормы "Закона Русского", якобы существовавшего до X века. Например, выдающийся историк Н.М. Карамзин считал существование такого письменного закона в Древней Руси вполне возможным. Если "Закон Русский" существовал, то его нормы, наверное, использовались при составлении "Русской Правды".

Слово "правда" в XI - XII и далее веках означало не истину, как сейчас, а имело смысл конкретного явления. Правда в субъективном смысле - это дом, который мне принадлежит, мои дети, мое право выступления и голоса. Если эта правда оспаривается, то при рассмотрении спора правда устанавливается, т.е. правда - это не только право, но и правильность, справедливость. Авторы "Русской Правды" настаивают, что нужно жить по правде, по "Русской Правде".

Источниками "Русской Правды" являются русские, византийские и варяжские семейные и гражданские обычаи, обычаи торгового оборота как собственные, так и привнесенные. В состав документа входят нормы наследственного, торгового, уголовного права, а также принципы процессуального законодательства. "Русская Правда" является главным письменным источником сведений о социальных, правовых и экономических отношениях на территории Руси XI - XII вв. Мы знаем, что "Русская Правда" была "живым" документом. Она постоянно дополнялась и изменялась.

"Русская Правда" дошла до сегодняшнего дня в списках XV в. и одиннадцати списках XVII - XIX вв. Согласно традиционной русской историографии эти тексты и списки разделяют на три редакции "Русской Правды": краткую, пространную и сокращенную.

Древнейшим списком или первой редакцией "Правды Русской" является "Краткая Правда" (10 - 70-е годы XI в.), которую принято делить на "Правду Ярослава Мудрого" и "Правду Ярославичей". "Правда Ярослава" - это казуистический свод норм, которые регулировали отношения в пределах княжеского (или боярского) хозяйства. Среди них постановления о платах за убийство, нанесение оскорблений, увечий и побоев, кражу и порчу чужого имущества.

"Правдой Ярославичей" (сыновей Ярослава Мудрого) именуются статьи 19 - 41 в тексте "Краткой Правды". Эта часть свода до конца XI столетия постоянно пополнялась новыми статьями. В целом краткая редакция "Русской Правды" отражает процесс оформления законов от частных случаев к общим нормам, от решения конкретных вопросов к оформлению общегосударственного права.

Безусловно, "Русская Правда" стоит первым в ряду таких актов, как "Соборное Уложение" царя Алексея Михайловича и "Свод законов" Российской империи. Может быть, потомки поставят в этот ряд и Гражданский кодекс рубежа XX - XXI вв., но мы об этом не узнаем.