"Вы удивитесь, когда узнаете, на что способен президент!" - пообещал Хофер в ходе предвыборной кампании, отметая доводы о том, что президент Австрии - фигура церемониальная. Австрийская политика в буквальном смысле могла перевернуться с ног на голову, если бы 45-летний Хофер исполнил даже часть обещаний. Такая перспектива встревожила даже Брюссель, где уже начали поговаривать, что успех националиста стал оборотной стороной политики толерантности. И пример Австрии - не исключение, а звено общеевропейской цепи.
Успех кандидата националистической партии стал результатом нарастающих кризисов внутри ЕС. Когда 16 лет назад Партия свободы сенсационно вошла в состав правительственной коалиции, в странах ЕС это вызвало шок. Вена превратилась в европейского изгоя, а другие страны-члены объявили Австрии бойкот. Наблюдатели тогда дальновидно отмечали, что для европейских правительств Австрия оказалась зеркалом, в котором они видят свое будущее. Прошло не так много лет, а популярностью национализма в ЕС сегодня уже никого не удивишь. Правые партии все больше поддерживают во Франции, Италии, Германии, Дании, Швеции, Греции и Голландии. А итоги выборов в Австрии уже не шокируют, а скорее, тревожат.
Персона Хофера вызвала колоссальный резонанс в европейской политической среде еще на момент предвыборной кампании. Он занимал жесткую позицию по самому болезненному для Европы вопросу - миграционному. Наблюдатели отмечали, что австрийцы в большей степени голосовали против умеренных кандидатов, в отличие от которых Хофер четко заявил, что "исламу в Австрии нет места" и что "Австрия не граничит с Сирией". А в случае своего избрания и вовсе пригрозил распустить правительство, если оно не займет более жесткую позицию по беженцам. К слову, у "церемониального" австрийского лидера такие полномочия есть по конституции.
Откуда у политика, воспитанного на европейских ценностях, появилось столько ненависти, зародившейся на национальных признаках? Европейские журналисты напоминали, что австрийская Партия свободы исторически симпатизировала нацистам. "Правда заключается в том, что Норберт Хофер - это современное лицо национального экстремизма, - отмечало британское издание "Дейли мейл". - Этот человек однажды призвал к воссоединению Австрии и Германии, и демонстрировал симпатию к Австрии времен Третьего рейха". Кстати, радикальные взгляды Хофера поддерживала не только австрийская молодежь, которая не осознавала до конца ужасов, через которые прошла Европа по вине нацистов. На выборах была зафиксирована рекордная для австрийского электората явка - 72 процента. Победивший Александр ван дер Беллен получил поддержку в 9 из 10 главных австрийских городов, в основном от людей с высшим образованием. За Хофера голосовали преимущественно рабочие и сельские регионы. "Я благодарю вас за поддержку, - написал Хофер в Facebook. - Конечно, я расстроен, я бы с радостью заботился о нашей замечательной стране на посту президента".