Предприятия регионов нацелены на молодых инженеров-изобретателей

Какие инженеры сегодня нужны предприятиям? Сколько работодателей готовы вкладывать свои средства в подготовку кадров? Какому технологу они готовы платить сразу 120 тысяч рублей?

Об этом "РГ" рассказывает проректор Московского государственного технологического университета "СТАНКИН" Юлия Еленева.

О том, что сейчас нужны не юристы и экономисты, а инженеры, ясно всем. Сколько именно инженеров - технологов, конструкторов требуется сегодня промышленности?

Юлия Еленева: В России по нашему основному профилю - укрупненной группе "Машиностроение" выпускают более 150 инженерных вузов. СТАНКИН в их числе. Каждый год на предприятия из нашего вуза уходят порядка 500 выпускников, в результате мы обеспечиваем порядка 13 процентов кадров в регионе. Промышленности нужны специалисты по автоматизации производства, проектированию технологических машин и оборудования. Не хватает и обычных технологов, которые могут с учетом того оборудования, которое уже есть и в условиях внедрения нового, более совершенного, разрабатывать технологические процессы и учитывать новые принципы организации производства. Чтобы подготовить инженера для серьезного производства, нужна современная материально-техническая база.

Работодатели хотят, чтобы выпускники приходили к ним с новыми компетенциями, а период адаптации на производстве был как можно короче. Сейчас вместе с предприятиями, входящими в том числе в состав Союза машиностроителей России, вузы разрабатывают профессиональные стандарты. Университеты будут готовить инженеров для производств адаптивных комплексов, где отдельные станки и иное оборудование настроят на решения разных производственных задач.

Инженеры для высокотехнологичного производства нужны не просто сегодня, а уже сейчас. Через пять лет, наверное, предприятиям понадобятся уже другие специалисты, а через десять, может, вообще всех инженеров заменят программисты. Не устареют стандарты?

Юлия Еленева: Конечно, профстандарты содержат обобщенные трудовые функции и конкретные трудовые действия, которые должен уметь выполнять конкретный работник, в том числе и выпускник вуза, а также, какие знания, умения и опыт он должен иметь. В ряде профстандартов разработчики указывали трудовые функции и действия, соответствующие экономике завтрашнего дня. У нас до сих пор, к сожалению, есть предприятия, работающие на уровне 70-80 годов прошлого века. А есть современные цифровые производства, как, например, в Кирове, Нижегородской области, которые соответствуют мировым стандартам организации современного производства. Наших выпускников ждут в этих регионах. Модернизация производства сейчас идет очень активно. В первую очередь - в оборонно-промышленном комплексе (ОПК), как самой технологичной отрасли. Естественно, все вузы стали менять программы и ориентироваться на новое производство. У нас в СТАНКИНе, например, старых станков в лабораториях вообще уже нет. Самому старому, наверное, четыре года.

А где производятся станки, на которых учат студентов?

Юлия Еленева: Пока большинство из них привезены в Россию. Перед страной стоит задача импортозамещения. Она решается двумя способами: начать производство в России импортных станков, а уже потом создать свои собственные. Для того чтобы учить наших студентов на отечественном оборудовании, которое потом будут покупать отечественные производители, СТАНКИН и российская компания "СТАН" создают большой учебно-научный центр. По прогнозам, примерно через два-три года мы уже сможем выпускать конкурентоспособные станки на уровне зарубежных аналогов.

Акцент: Считается, что учреждения образования - ключевой поставщик кадров для промышленности. На самом деле только 30 процентов новых сотрудников - выпускники вузов и колледжей

Некоторые ректоры технических вузов считают, что система "бакалавриат-магистратура" себя не оправдывает: бакалавры слишком мало знают, а в магистратуру идут не те, кто потом собирается на производство. Может быть, надо снова всем вернуться к специалитету?

Юлия Еленева: Бакалавриат пришел на смену традиционного советского специалитета, где, как мы помним, последние 1,5 года обучение носило узкоспециальный характер. При таких условиях найти работу по специальности помогало распределение по окончании вуза. Когда распределения не стало, выпускники стали гораздо чаще устраиваться на работу не по специальности. При таком подходе предприятиям приходилось переучивать выпускника под новую для него узкую специализацию. Сейчас выпускники по окончании бакалавриата получают базовый набор знаний, достаточный для выполнения типовых заданий в своей области. При необходимости любой из них может поступить в магистратуру и получить новый набор специальных компетенций. Магистранты зачастую уже имеют опыт работы и понимают, для чего они сдавали вступительные экзамены и пошли учиться.

Кстати, от многих работодателей я слышала, что им удобен четырехлетний бакалавриат. Потому что тогда им не приходится говорить выпускникам: "Забудьте, чему вас учили в институте!" . Бакалавр удобен, потому что это специалист, готовый эксплуатировать ту технику, которая есть, и вносить в нее необходимые изменения.

Учитель должен повышать квалификацию раз в три года, врач - раз в пять лет. А инженер?

Юлия Еленева: Инженер должен учиться всю жизнь. Если остановишься - вперед уйдут и технологии и более активные коллеги. Причем повышать квалификацию нужно "вширь", охватывая смежные области и осваивая междисциплинарные знания, и "вглубь", вникая в тонкости профессиональной ниши. Сегодня это хорошо понимают и сами инженеры, и, что важно, работодатели. В качестве примера приведу опыт реализации программы Минобрнауки России "Новые кадры ОПК", в которой СТАНКИН является оператором. Согласно программе, до 2020 года около 15 тысяч студентов старших курсов пройдут обучение по специально разработанным новым программам. Заказчиками выступают оборонные предприятия, в которых должны будут трудоустроиться новоиспеченные инженеры. В итоге чуть меньше половины работодателей отдали предпочтение разработке программ с учетом узкопрофессиональных потребностей. Остальные сделали упор на фундаментальные знания и широкий охват компетенций.

Вообще, возможностей постоянно повышать квалификацию для инженеров сегодня становится все больше. С привлечением на паритетных началах бюджетных средств и денег работодателей в 2012-2016 гг. прошли повышение квалификации около 20 тысяч инженеров.

Почему в России буксует система дуального образования, принятая в Европе, когда на практику приходится половина учебного времени? И готовы ли наши предприятия вкладываться в подготовку кадров?

Юлия Еленева: Дуальная система потихонечку внедряется. Примерно 30 процентов работодателей понимают, что в кадры надо вкладываться. Но это самые лучшие и сильные работодатели. Есть и другие. Приходит, допустим, ко мне начальник отдела кадров регионального предприятия и жалуется: "К нам никто не идет. У нас зарплата 12 тысяч". Предприятие находится в дотационном регионе, не встроено в кооперацию и не имеет больших заказов. Выпускает, например, только втулки и фланцы. Большому предприятию такие заказы не выгодны, но без таких деталей не обойтись. Такой работодатель, конечно, не может участвовать в финансировании кадров для себя. Почему-то считается, что учреждения образования - ключевой поставщик кадров для промышленности. Мы проводили опрос более 200 предприятий, входящих в Союз машиностроителей России. Только 30 процентов новых сотрудников - выпускники вузов и колледжей. Остальные приходят с внешнего и внутреннего рынков труда. С моей точки зрения, самую сбалансированную кадровую политику проводит Росатом. Там будущих работников начинают готовить еще с 7-8 класса.

Какую зарплату предлагают сегодня молодым специалистам-инженерам?

Юлия Еленева: Тем, кого на предприятиях знают, как минимум, два года, кто проходил там практику, писал диплом, участвовал в проектах, могут предложить в Москве сразу и 35-40 тысяч рублей. Я знаю случаи, когда талантливых выпускников брали руководителями групп. Это гораздо большая зарплата. Оценят высоко того, кто может делать предложения по совершенствованию конструкций, технологии. То, что раньше называли рационализаторскими предложениями. Технологам, которые готовы не только писать программы для обработки деталей на станках с ЧПУ, но и встать к современному станку, могут предложить 120 тысяч рублей. Если человек пришел "с улицы", ему могут дать на время испытательного срока 20-25 тысяч рублей. Но при этом специалисту гарантирован соцпакет, возможность пользоваться спортзалом, бассейном, и, что немаловажно, есть перспектива дальнейшего обучения. В регионах зарплаты пониже, но там работодатели частенько доплачивают молодым специалистам по 10-15 тысяч на аренду жилья. И многих наших выпускников такой вариант очень устраивает. Они стали возвращаться в свои регионы.