Напомним, в Ярославле с сентября прошлого года продолжается судебный процесс по так называемому "делу Урлашова" - мэра города, избранного на эту должность общенародным голосованием 1 апреля 2012 года. А уже 3 июля 2013 года новый градоначальник, а также несколько членов его команды - заместитель мэра Дмитрий Донсков, советник главы города Алексей Лопатин и руководитель агентства по муниципальному заказу мэрии Ярославля Максим Пойкалайнен - были задержаны по подозрению в вымогательстве взятки в особо крупном размере.
По версии следствия, ярославский мэр и его подчиненные в 2012 - 2013 годах вымогали деньги у учредителя компании "Радострой" (специализация - уборка и ремонт дорог) Сергея Шмелева: непосредственно для Урлашова - 6 процентов от суммы муниципального контракта, то есть 14 миллионов рублей, и еще четыре млн. Максим Пойкалайнен и Дмитрий Донсков якобы просили для себя за содействие "в урегулировании вопроса". В случае несогласия на "откат" коммерсанту угрожали большими проблемами в бизнесе. 14 миллионов не дошли до адресата лишь потому, что знакомый одного из участников "операции" Андрей Захаров был задержан при их транспортировке.
Позднее Урлашову было предъявлено еще одно обвинение - в получении многомиллионной взятки от директора другой ярославской компании, Эдуарда Авдаляна. За нее, по мнению обвинения, Урлашов обещал поспособствовать реализации в пользу организации Авдаляна имущества, принадлежащего другому обществу, акционер которого - мэрия города. Во время предварительного и судебного следствия выяснилось, что Авдалян несколькими траншами успел передать Урлашову 17 миллионов из обещанных 30.
Защита подсудимых и они сами пытались придать процессу политическую окраску и убедить суд в том, что дело было сфабриковано политическими оппонентами для устранения мэра-оппозиционера. Выдвигалась также версия, что единоросс Шмелев, передавая деньги, оказывал финансовую помощь партии "Гражданская платформа", членом которой являлся Евгений Урлашов. Кроме того, по мнению стороны защиты, имел место факт провокации взятки.
Однако гособвинитель полагает, что судебное следствие доказало: деньги предназначались лично Урлашову, а о провокации не может идти речи, поскольку умысел на совершение преступления у участников группы возник еще в декабре 2012 года - за несколько месяцев до проведения оперативно-розыскных мероприятий. Не согласилось гособвинение и с тем утверждением защиты, что Дмитрий Донсков не имел умысла на получение "дополнительной" взятки на двоих с Пойкалайненом.
Однако Донсков оказался единственным подсудимым, у которого прокурор Дмитрий Андрианов усмотрел смягчающие обстоятельства: наличие малолетнего ребенка, а также состояние здоровья. Кроме того, он признал его роль в совершенном преступлении наименее значительной, и в итоге попросил назначить Донскову наказание ниже низшего предела санкций - пять лет в колонии строгого режима. И без штрафа.
Для Алексея Лопатина, обвиненного в посредничестве при вымогательстве взятки, прокурор попросил восемь лет в ИК строгого режима со штрафом в 500 миллионов рублей.
Роль Евгения Урлашова названа "наиболее активной", поэтому для него по первому эпизоду гособвинитель потребовал 10 лет и штраф в 500 миллионов рублей, по второму эпизоду - 12 лет с таким же точно штрафом, а окончательно, в результате частичного сложения наказаний, - 15 лет в ИК строгого режима, 500-миллионного штрафа и конфискации имущества в размере 17 миллионов рублей.
Дмитрий Андрианов, кроме того, попросил лишить всех троих права три года занимать должности в органах местного самоуправления, связанные с осуществлением функции должностного лица.
14 миллионов рублей, изъятые при осмотре места происшествия 2 июля 2013 года, прокурор попросил вернуть органам внутренних дел. 620 тысяч рублей и 200 с лишним тысяч долларов США, изъятые у пресс-секретаря Урлашова Светланы Ефимовой, а также 213 тысяч рублей, обнаруженных при обыске квартиры Донскова, по его мнению, подлежат возвращению законным владельцам. Два миллиона рублей, найденных в служебном сейфе Урлашова, а также почти 10 миллионов рублей, 9600 евро и 494 тысячи долларов США, в ночь задержания переданные родственниками Урлашова соседу по дому, прокурор предложил использовать для "обеспечения имущественного взыскания".
Временно отстраненный, но пока еще мэр Ярославля назвал выступление прокурора "циничной ложью", а Алексей Лопатин, в свою очередь, пообещал посылать штрафы лично прокурору на домашний адрес.
- То, что я сейчас услышал от прокурора, - это преступление, - заявил Лопатин.
Прения по "делу Урлашова" в Кировском суде Ярославля продолжатся завтра, 24 мая: свое видение ситуации представит суду сторона защиты.
Кстати
Еще два фигуранта названного дела, вскоре после задержания заключившие со следствием досудебные соглашения - экс-руководитель агентства по муниципальному заказу мэрии Ярославля Максим Пойкалайнен и посредник в передаче взятки Андрей Захаров, - перед судом уже ответили. Пойкалайнен в 2014 году приговорен к четырем годам колонии строгого режима и штрафу в четыре миллиона рублей. Захаров - к одному году и 10 месяцам лишения свободы в колонии строгого режима и штрафу в 500 тысяч рублей.
Текст публикуется в авторской редакции и может отличаться от вышедшего в номере "РГ"