Заявление Столтенберга в эфире Polskie Radio было обращено, прежде всего, к Варшаве и странам Прибалтики, где опасались, что жесткая реакция Москвы заставит руководство блока пересмотреть намеченные к принятию документы. Ранее, постоянный представитель РФ при НАТО Александр Грушко выражал надежду, что в некоторых странах альянса осознают необходимость политического диалога с Россией. В свою очередь, Вашингтон рассчитывает использовать польский саммит для мобилизации ресурсов членов НАТО в своих интересах.
"Нас беспокоят возрождающаяся Россия и чрезвычайно агрессивный Китай", - цитирует ТАСС заявление главы Командования военно-воздушных операций Вооруженных сил США генерала Герберта Карлайл. Весьма конкретно американские акценты на предстоящей встрече в Польше сформулированы в редакционной статье газеты New York Times. Издание возмущается "навязчивым стремлением Путина сделать Россию великой" и рассчитывает, что "28 стран НАТО прибудут в Варшаву для того, чтобы продемонстрировать решимость, несмотря на проблемы с экономическим ростом, сирийскими беженцами и политическими неурядицами".
Несмотря на попытки Столтенберга делать примирительные заявления в адрес России - "это не конфронтация, мы не хотим новой "холодной войны", - в Европе все чаще возникают алармистские настроения, связанные с закономерным опасением, что нынешний курс НАТО только увеличивает риск непреднамеренной конфронтации. Как написала французская Le Monde, многие готовящиеся к поездке в Варшаву делегации опасаются, что на саммите будут приняты решения, противоречащие основополагающему акту Россия-НАТО. И этот недружественный шаг вызовет зеркальный ответ со стороны Москвы. Генсек альянса в нарушение всех правил объявил о планах НАТО провести в предверии польского саммита еще один Совет Россия-НАТО. Заявление вызвало резкую отповедь со стороны министра иностранных дел РФ Сергея Лаврова. "С какой стати Столтенберг сказал это? Совет работает на основе консенсуса. Если он хочет это обсуждать, пусть обсуждает с нами, а не лезет к микрофону", - возмутился глава МИД РФ. В Кремле неоднократно указывали на отсутствие в нынешних действиях альянса позитивной повестки. По словам постпреда РФ Александра Грушко, "нас призывают вернуться к политике стратегического партнерства с Западом, но при этом НАТО говорит о том, что сотрудничество с Россией невозможно".
Желание руководства североатлантического блока сымитировать переговорный процесс с Москвой перед варшавской встречей призвано успокоить Германию и Францию, выступающих против концентрации саммита НАТО на единственном вопросе - "российской угрозе". Так Париж предлагает развернуть политику сдерживания с Востока на Юг, в направлении Сирии и Ливии откуда, по его мнению, исходит прямая угроза для южных рубежей Европы. Тогда как "восточное крыло" альянса при поддержке со стороны Вашингтона, напротив, стремится к увеличению военного контингента на границах с Россией - в качестве главного элемента объявленной Столтенбергом "стратегии обороны и устрашения".
Под "переломными решениями" на саммите в Варшаве генеральный секретарь НАТО, прежде всего, имел в виду объявленное усиление группировки в Восточной Европе с участием военнослужащих США, Великобритании и Германии. При этом Столтенберг утверждал: он рассказывает России, "что именно мы делаем для того, чтобы ситуация не вырвалась из-под контроля". Тем не менее генсек альянса не без оснований опасается, что при таком подходе будет сложно избежать "недоразумений, ошибок и интерпретаций в расчетах". Неслучайно немецкая Die Press сравнила стоящие перед руководством альянса задачи по сложности с трюками канатоходца. Но, как известно, даже самые опытные канатоходцы теряют равновесие…
По мнению уполномоченного правительства Германии по России Гернота Эрлера, которое тот высказал журналу Focus, для Европы "будет полезным поиск новой площадки для решения основных вопросов безопасности с Россией". Как объяснил "РГ" источник в российском внешнеполитическом ведомстве, таким местом могла бы в перспективе стать Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе. Что касается дальнейшего диалога с НАТО, то его перспективы в условиях взаимного недоверия и провокационных заявлений Столтенберга об "открытых для всех желающих дверях блока" выглядят весьма призрачными и недолговечными.