Новости

24.05.2016 10:36
Проект: В регионах

Почему в Петербурге половина выпускников не работает по специальности

Текст: Вера Черенева (Санкт-Петербург)
В Петербурге и регионах СЗФО прошло социологическое исследование с целью выяснить, чем занимаются недавние выпускники вузов. Оказалось, что каждый второй работает не по специальности, а каждый четвертый жалеет, что выбрал не ту профессию.
 Фото: depositphotos.com  Фото: depositphotos.com
Фото: depositphotos.com

Юлия Сахарова, директор Северо-Западного представительства кадрового интернет-агентства, которое и проводило исследование, сообщила, что больше всего сложностей с трудоустройством испытывают гуманитарии. Однако именно они больше всего и любят свои профессии. Например, если на банковское дело или юриспрудению абитуриенты поступают мечтая о высокой зарплате или быстром карьерном росте, то на психолога учатся из интереса к данной сфере. А профессия каменщика, которая по данным Службы занятости населения Санкт-Петербурга является самой востребованной в городе, среди абитуриентов считается непрестижной, даже несмотря на стартовую зарплату в 45 тысяч рублей.

Но работа не по специальности уже перестала быть личным делом отдельного выпускника. Проблему взаимодействия вузов и рынка труда обсуждали в Петербурге на специальной сессии конференции "Образование и мировые города: система координат для современного университета".

Председатель комитета по труду и занятости населения Санкт-Петербурга Дмитрий Чернейко считает, что корень проблемы лежит в разрыве между работодателями и системой образования. Даже после окончания профильных факультетов выпускники зачастую нуждаются в дополнительном обучении на предприятиях. Исправить ситуацию призвано внедрение системы профессиональных стандартов. Но перестроиться должны не только предприятия - в самих учебных заведениях студентов необходимо обучать компетенциям в рамках профстандартов.

Однако вузы и ссузы не спешат менять переделывать учебные планы. Система образования столкнулась с рядом системных сложностей. Во-первых, профессиональные стандарты будут обновляться с развитием технологий. И соответственно в ряде сфер, таких как IT-технологии, даже если вузы начнут регулярно менять программы, за пять лет, пока студент учится, они все равно устареют. Кроме того, многие опасаются, что в гонке за профстандартами система высшего образования может потерять свою научную составляющую. А ведь именно в вузах делается значительная доля открытий, которые в свою очередь и определяют развитие технологий.

Выступающие на конференции международные эксперты также отмечали, что вузы в странах Евросоюза не находятся в жесткой зависимости от компаний. Но, с другой стороны, и у работодателей нет массовых претензий к качеству подготовки кадров.

Эксперты сходятся в одном: для экономики нынешняя ситуация неприемлема. Председатель правления благотворительного фонда "Система" Елена Чернышкова признается, что в корпорации выделяются колоссальные суммы на обучение работников. И ладно бы речь шла только об обязательном повышении квалификации - дополнительно обучают всех пришедших в компанию специалистов. Затем они проходят длительный период адаптации. С такой же бедой сталкиваются на большинстве предприятий, а это в глобальном масштабе тормозит развитие экономики, сказывается на производительности труда и на зарплате сотрудников.

Проректор НИУ ВШЭ Сергей Рощин полагает, что в нынешней ситуации необходимо искать компромисс. Эксперт считает, что нынешние вузовские программы откровенно недооценены как рынком, там и самими студентами. Дело в том, что при трудоустройстве работодатели смотрят лишь на наличие диплома, оценки, с которыми выпускник закончил учебное заведение никого не волнуют. В Высшей школе экономики провели свое исследование и выяснили, что стартовая зарплата выпускников вообще никак не зависит от их оценок в вузе. Сергей Рощин предлагает работодателям хотя бы на период, пока профстандарты не заработают в полную силу, устанавливать для соискателей без опыта работы коэффициенты: отличникам платить на 10-20 процентов больше, чем троечникам. Такая система по мнению эксперта станет хорошим стимулом для студентов и позволит повысить качество подготовки кадров.

На правах рекламы