- Идея создать общественное движение, посвященное Ленинграду, оформилась совсем недавно. Хотя уверен, что такие мысли приходили в голову многим. Вы только вдумайтесь, в Ленинграде погибло больше миллиона человек. Полтора миллиона граждан имеют знаки защитников Ленинграда. И это только то, что мы знаем. А сколько человек пропали без вести. И с каждым годом шансы восстановить полную картину становятся все призрачнее. 22 июня исполнится 75 лет с начала Великой Отечественной войны. 8 сентября будет 75 лет с начала блокады. Тянуть дальше нельзя, нужно сейчас начинать работу, - считает Федор Туркин, председатель организационного комитета движения "Бессмертный Ленинград", председатель центрального совета общественного движения "Культурная столица - культурная страна".
Для Федора Туркина, равно как и для остальных организаторов движения, тема блокады глубоко личная. Его родители находились в осажденном Ленинграде, переживали все эти страшные дни, но не сдавались. Они не любили подробно распространяться о том, какой была блокада, они блокировали свои воспоминания. Это характерно для многих семей ленинградцев.
На какой-то период возник даже некий заговор молчания. Все знали, что защитники города совершили подвиг, все читали дневник Тани Савичевой. Но дальше тема не распространялась. Все это привело к тому, что блокада Ленинграда как страница истории страны стала если не забываться, то покрываться какой-то дымкой.
Исаак Романович Штокбант, профессор Санкт-Петербургской государственной академии театрального искусства и руководитель театра "Буфф", был в числе защитников Ленинграда и в 1944 году ушел на фронт. В силу своей работы он часто общается со студентами.
- У юношей и девушек сейчас очень абстрактное мнение о том периоде. Это можно сравнить с отношением к Отечественной войне 1812 года, - считает Исаак Романович. - Но неправильно обвинять подростков в косности или равнодушии, они элементарно не знают всех масштабов, не понимают всего ужаса. Как-то я предложил студентам из своей театральной студии сделать спектакль под названием "Когда нам было 20". Я хотел показать войну, чувства юношей, которые шли на фронт. Поначалу для ребят это была какая-то абстракция, они не понимали, о чем говорили. А потом мы достали тексты фронтовых писем, которые писали солдаты своим женам, родителям, друзьям. Это были последние письма с фронта. И студенты-актеры, которые их читали, на репетициях просто рыдали. Пришлось приложить много усилий, чтобы их успокоить. Я им говорил, что мы делаем эту постановку, не чтобы самим реветь, а чтобы показать, что это было, чтобы помнить и сохранять.
Исаак Романович стал одним из идеологических вдохновителей "Бессмертного Ленинграда". Он ставит перед собой задачу собрать как можно больше данных о рядовых защитниках города.
- Почему-то бытует мнение, что в Ленинграде люди только жили и умирали. Это все не так, город боролся. 65 тысяч зажигательных бомб было сброшено на Ленинград. Взорвались какие-то доли процента. Остальные были обезврежены, - рассказывает Исаак Романович. До 1944 года он находился в городе вместе с отцом, которого не взяли на фронт из-за плохого зрения, они обезвреживали снаряды. Бомбы диаметром 30-40 сантиметров ленинградцы называли "зажигалками". Исаак Романович вспоминает, что в рамках мероприятий по противовоздушной обороне на каждой крыше устанавливался ящик с песком. Сразу же после бомбежек, которые случались с интервалом в 20 минут, на крыши бежали дежурные и смотрели, нет ли снаряда. "Зажигалка" срабатывала через несколько минут: снаряд загорался и вызывал пожар. Технология борьбы с "зажигалками" была отработана в первые же дни: бомбу клещами опускали в ящик с песком. Главное было успеть.
Сколько ленинградцев дежурили у ящиков с песком, до сих пор неизвестно. Всех, кто работал в осажденном городе, удостоили звания "Защитник блокадного Ленинграда". Детям и подросткам выдавали знак "Житель блокадного Ленинграда". Это позволило тогда, в послевоенное время, избавиться от бюрократической волокиты, но оставило очень много белых пятен в истории города тех лет. Часть архивов сгорела в годы войны, ряд документов оказался утрачен в перестройку. До сих пор заслуженные медали получили не все жители блокадного Ленинграда и не все его защитники.
В рамках движения "Бессмертный Ленинград" планируется по крупицам собирать данные. Поэтому уже сейчас создан портал leningradbessmerten.ru, где будут аккумулироваться свидетельства о подвигах ленинградцев. Инициаторы общественного движения надеются, что петербуржцы будут присылать на портал или в его группы, созданные в известных социальных сетях, данные о подвигах своих близких, фотографии и сохранившиеся документы. Организаторы не предлагают следовать какому-то шаблону, они готовы принимать любую информацию, а потом самостоятельно ее систематизировать. Такой подход позволит получить максимум данных, да и пользователям Интернета будет значительно проще делиться информацией.
Часть свидетельств создатели движения надеются получить у людей, переживших те страшные дни. Планируется, что с ветеранами будут связываться волонтеры, интервьюировать их. Кроме того, в движении обещают блокадникам всестороннюю помощь.
"Бессмертный Ленинград" - не единственное крупное патриотическое движение в городе. В Петербурге активно действует и движение "Бессмертный полк". В этом году в День Победы на улицы с портретами своих близких вышло примерно полмиллиона человек.
Один из координаторов движения "Бессмертный полк" Михаил Рожко считает, что новая структура органично впишется в петербургские реалии.
- Рад, что появилось такое движение, как "Бессмертный Ленинград". Очень важно, что оно будет действовать не только в рамках Дня Победы, но и шире, - говорит Михаил Рожко.
- Тут же вопрос не в том, у кого какой сайт и какая у него посещаемость. Мы все делаем общее дело, - считает Федор Туркин. - Есть прекрасное движение "Бессмертный полк", но наше объединение не входит с ним ни в какое противоречие. На мой взгляд, необходимо, чтобы локальные патриотические движения появлялись во всех городах, поселках и деревнях. Ведь не было такого населенного пункта, откуда не уходили на фронт, где люди бы не превозмогали себя, работая в тылу. Мы не должны об этом забывать. И я надеюсь, что со временем появятся такие движения, как "Бессмертный Сталинград", "Бессмертный Севастополь", "Бессмертная столица".
Федор Туркин, как представитель послевоенного поколения, признается: еще в годы СССР начался процесс замалчивания ужасов войны, трагедии прошлого лакировались, на первый план выходила торжественная часть. И сейчас этот процесс, увы, продолжается.
Ирина Алексеевна Зимнева, преподаватель с 46-летним стажем, жительница блокадного Ленинграда, считает, что некоторые корни проблемы стоит искать в системе образования.
- В Петербурге десятиклассникам на рассказ о Великой Отечественной войне отводится всего два часа. Есть, конечно, региональный компонент, в рамках курса по истории Петербурга прибавляется еще один час в неделю. Но этого времени явно недостаточно, - констатирует Ирина Алексеевна. Она регулярно проводит уроки мужества, как на работу, ходит в 17 петербургских школ. Такую социальную нагрузку берут на себя многие ветераны.
- Как педагог я считаю, что уроки мужества очень полезны для школьников, - продолжает Ирина Алексеевна. - Дети могут вживую пообщаться с ветеранами, задать им вопросы, которые не освещаются в учебниках. Такие встречи крепко врезаются в память.
Но постепенно число уроков мужества с ветеранами в школах по объективным причинам снижается. Людям в преклонном возрасте зачастую тяжело регулярно ходить на занятия, чтобы вновь и вновь вспоминать самый страшный кошмар в своей жизни.
И очевидно, что нельзя на одних ветеранов сваливать всю заботу о патриотическом настрое школьников, нужно искать новые методы и технологии. Создатели "Бессмертного Ленинграда" рассматривают возможность привлечения для уроков мужества волонтеров. Также активисты записывают видеоинтервью с ветеранами, сопровождают их инфографикой, архивными фотографиями и видеозаписями. Получается почти как документальный фильм, но только его герои - это обычные бабушки и дедушки, которых можно встретить в метро или в магазине, которые живут в соседнем дворе.
Еще одно крупное направление, которое планирует охватить движение "Бессмертный Ленинград", касается восстановления города после войны. Тема эта поднимается нечасто, хотя общеизвестно, что в Великую Отечественную войну разрушению подверглась значительная часть города. После окончания боевых действий в Ленинград со всей страны поехали строители, архитекторы и просто неравнодушные граждане. В рекордные сроки они восстановили город. Но что стояло за ударными цифрами стройки, сколько человек пострадало от взрывов снарядов, прозвучавших уже в мирное время? Об этом редко говорят. На дореволюционных зданиях, восстановленных титаническими усилиями и сейчас имеющих статус памятников, обычно есть только таблички о том, кто их изначально создал. Активисты "Бессмертного Ленинграда" намерены поднять все открытые данные о том, как возрождался город, и обнародовать имена тех, кто в этом участвовал.
"Бессмертный Ленинград" задумывался как глобальное волонтерское движение. Организаторы надеются, что объединение найдет отклик в сердцах граждан и они начнут принимать в его жизни посильное участие.
- Сейчас очень много говорят об обществе потребления, и мы приняли его ценности. Обратите внимание, сейчас на первый план выходят потребности. И это серьезная проблема. Мы должны вернуться к созидательной составляющей, к тому, что человек должен прежде всего действовать, - считает Федор Туркин. - У наших отцов и дедов была эта удивительная созидательная сила. Но постепенно она уходит. И мы должны возвращать ценности того периода. В последние годы много спорят об итогах Великой Отечественной войны. Но очевидно, что наша страна и наш город заплатили за победу огромную цену. И наша задача - сохранить и передать подрастающему поколению ту силу, которая была в народе-победителе. А "Бессмертный Ленинград" станет мостом, соединяющим поколения.