Новости

25.05.2016 19:27
Рубрика: Общество
Проект: В регионах

Билимбай: команда на старт

Отечественная реактивная авиация зародилась на Урале
15 мая исполнилось 74 года со дня полета над Свердловском капитана Григория Бахчиванджи, управлявшего первым советским реактивным самолетом. В воздухе он пробыл всего три минуты девять секунд, но успел за это время подняться на высоту 840 метров.
 Фото: Татьяна Андреева/РГ Станислав Могила (на снимке) вместе с друзьями Андреем Моисеевым и Дмитрием Разбойниковым своими руками построили макеты БИ-1 и капсулы корабля "Восток-1". Фото: Татьяна Андреева/РГ
Станислав Могила (на снимке) вместе с друзьями Андреем Моисеевым и Дмитрием Разбойниковым своими руками построили макеты БИ-1 и капсулы корабля "Восток-1". Фото: Татьяна Андреева/РГ

Сколково для войны

Юрий Гагарин говорил: "Без полета Бахчиванджи не было бы 12 апреля 1961 года". Но если о космонавте № 1 мы знаем все, то Григорий Яковлевич долго пребывал в забвении. Звезду Героя ему присвоили посмертно 30 лет спустя. И уже тем более мало кто знает, что конструкторы самолета-ракеты работали не в Свердловске, а в 60 километрах от него, в Билимбае.

Сегодня это по сути пригород Первоуральска, популярный у дачников. А в годы Великой Отечественной - настоящее Сколково. Сюда переехали Владимир Болховитинов, Николай Камов, Михаил Миль, Александр Березняк, Алексей Исаев, Арвид Палло, Борис Черток, Василий Мишин, Архип Люлька. Обычному человеку эти имена ничего не говорят, а профессионалы произносят их со священным трепетом. Они - основоположники современного ракето- и вертолетостроения, реактивной авиации, разработанная ими техника гремит на весь мир.

Но слава придет позже. А пока конструкторы молоды, ремонтируют в Билимбае автожиры (самолеты с подъемным винтом), доводят до ума ракетный двигатель и системы управления перехватчика БИ-1. Самолет с проектной скоростью более 800 километров в час летал в два раза быстрее, чем авиация тех лет. А высоту БИ-1 набирал в четыре раза быстрее. Это был не только научный прорыв, но и важное госзадание: пока советские истребители на пропеллерах успевали подняться в небо, немецкие бомбардировщики уже заканчивали свое черное дело.

Человек-невидимка

Очередной день рождения в 1942 году отозванный с фронта капитан Бахчиванджи встретил в халабуде: так конструкторы между собой называли испытательный стенд, стоявший на берегу Билимбаевского пруда. Испытывали жидкостный реактивный двигатель для БИ-1, где топливом служил керосин, а окислителем - азотная кислота. В войну баков из нержавейки не было, поэтому соединительные патрубки постепенно разъедало, и 20 февраля во время запуска мотора произошел взрыв. Бахчиванжди отбросило вперед с такой силой, что он рассек себе голову. Брызнули пары кислоты. Инженер Палло, относившийся к технике безопасности довольно беспечно, в этот день надел очки, что и спасло ему зрение. Конструктор буквально вцепился в Бахчиванджи и вытащил его из халабуды. Тут же принесли раствор соды, обработали кожу пострадавших. Пока они лежали в госпитале, работы приостановили: не было уверенности, что Григорий согласится продолжить испытания. Но Бахчиванджи не испугался. А Палло еще долго ходил с забинтованной головой и следами ожогов на лице, за что получил от билимбаевцев прозвище Человек-невидимка.

Кто знает, что самолет, установленный на въезде в аэропорт Кольцово, - не просто знак воздушной гавани, а легендарный БИ-1?

В 1942-1943 годах прошло шесть опытных полетов. Седьмой оказался роковым. В этот раз самолет проверяли не на набор высоты, а на максимальную скорость. Пилоту поставили задачу на 2000 метров дождаться выработки топлива и спланировать. До того как заглох мотор, все шло по плану, но потом лайнер резко клюнул носом и ударился о землю. Спустя годы удалось установить, что причиной гибели Григория Бахчиванджи стала форма крыла ракетоплана: прямая, а не стреловидная, как у современных истребителей. При приближении к звуковому барьеру самолет затягивало в пике. После катастрофы проект свернули. Тем не менее эксперты считают, что опыт, накопленный при создании БИ-1, был очень полезен.

Сюрприз от танкограда

Эту историю нам рассказал Станислав Могила, молодой предприниматель. Два года назад он с друзьями Андреем Моисеевым и Дмитрием Разбойниковым создал фонд, который занимается возрождением культурно-исторического наследия Билимбая. Ребята все делают в буквальном смысле своими руками и за свой счет: открыли музей, построили макеты БИ-1 и капсулы корабля "Восток-1", в которой Гагарин вернулся на Землю, отыскали уникальные архивные документы. Например, постановление от 9 июня 1942 года об изготовлении 30 самолетов войсковой серии БИ-ВС. Завизировано лично Сталиным: "За, с поправкой". Вместо "совершенно секретно" документу присвоена категория "особой важности". Тогда партию машин выпустили в Нижнем Тагиле. От экспериментальных они отличались снаряжением: в дополнение к двум пушкам под фюзеляжем устанавливалась кассета с десятком бомб калибра 2,5 килограмма.

Информация об этом долго была засекречена, настолько, что старожилы танкограда удивились, увидев БИ-1 на выставке Russia Arms Expo в сентябре 2015 года. Самолет стал одним из самых популярных экспонатов, наряду с танком "Армата" и самоходным орудием "Коалиция".

- Жаль, не удалось продемонстрировать его председателю правительства РФ. Хотя мы подготовились: разработали 3D-ролик, фор-эскизный проект мемориального комплекса в центре Билимбая: БИ-1 взлетает перед храмом, внизу - земной шар или капсула "Восток-1". Сверху все это по форме напоминает меч, где лайнер - рукоятка, - рассказывает Станислав.

На первый взгляд, странно: церковь и самолет. В эскизе все символично, уверяют краеведы. Билимбай на тюркском означает "богатый знаниями", Байконур - "богатая долина". Завод № 293 по руководством Болховитинова и № 290, где директором был Камов, а замом - Миль, размещался с 1941 по 1943 годы в здании храма Святой Троицы, одного из трех храмов воинской славы, построенных в России в честь победы над Наполеоном. Гагарина и Бахчиванджи объединяет не только то, что они оторвались от земли с помощью ракетного двигателя, но и обстоятельства гибели: оба разбились в 34 года, в один и тот же день - 27 марта, с разницей в 25 лет.

Комментарий

Александр Гильденмайстер, начальник Билимбаевского сельского теруправления:

- Сначала мы поддерживали фонд морально, а теперь и практически: можем дорогу возле музея подсыпать, презентацию организовать, заявки от школ принять и т. п. В августе прошлого года подготовили заявку на проведение в Билимбае историко-культурной экспертизы. Деньги выделили, около 500 тысяч рублей, но возникла загвоздка с техзаданием: оказалось, мало кто в области может грамотно составить такой документ. Наконец он готов. Конкурс объявим в конце мая-начале июня, при удачном исходе через два месяца получим экспертное заключение.

Вписать в историю

18 февраля 2016 года фонд провел в Билимбае форум, где присутствовало 150 гостей из 15 городов: военные конструкторы, бизнесмены, историки, священники. Участники подписали меморандум, адресованный губернатору Свердловской области и полпреду президента: необходимо добиться присвоения центру поселка статуса культурно-исторической территории. Ответа не было. Дело не только в деньгах: чтобы учесть интересы епархии, оборонщиков, музейщиков, инвесторов и сельчан, необходима координирующая сила. И гарантии власти. Например, что землю, предназначенную под мемориал, не продадут.

- Обидно за Билимбай, ведь он вписан золотыми буквами во все учебники по ракетостроению, - признается Станислав Могила. - Сейчас здесь живет 6 тысяч человек. На родине Бахчиванджи в станице Бриньковской Краснодарского края - 4 тысячи. Там построен целый комплекс в его честь, установлено пять самолетов. Все местные мальчишки мечтают стать пилотами. На 200-летие станицы прилетали "Соколы России". Сотрудники КБ "Радуга" из Дубны возлагают цветы к дому, где Березняк жил в младенчестве, а в Билимбае он плодотворно работал целых три года. Здесь похоронены двое детей Миля и мать Чертока. Нам удалось установить контакт с потомками конструкторов. Они присутствовали на презентации макета БИ-1 год назад, подарили раритетные публикации.

Равнодушным из Билимбая не уезжал никто. Чего стоит только макет самолета-ракеты! Собирали его по историческим чертежам, найденным в Интернете. По оценке экспертов, геометрия и внешние характеристики совпали с подлинником на 90 процентов. Даже в Дубне нет пока полномасштабной модели, только копия один к четырем.

Что это, дорогостоящее хобби или мода на патриотизм? - спросите вы.

- Нам по 40 лет. Пришло время задуматься, что передать своим детям, - поясняет Андрей Моисеев. - В Екатеринбурге есть улица Бахчиванджи, бесстрашный летчик похоронен в Кольцово, но большинство ассоциирует эту фамилию только с рынком, расположенным поблизости. Кто знает, что самолет, установленный на въезде в екатеринбургский аэропорт, - не просто знак воздушной гавани, а БИ-1? Уже сегодня в музей приезжают школьники из Первоуральска, Битимки, однако хочется расширить рамки. История ракетной авиации - туристическая тема федерального уровня.

контакт

Евразийский фонд национального наследия "Строганофф": тел. (3439) 29-62-69.

Сайт

Общество История В регионах