Темное дело
Эта история началась в 2015 году. В редакцию "Российской газеты" позвонила плачущая женщина и попросила помочь ей вернуть право на получение пенсии.
- Вы - моя последняя надежда, - сказала Зоя Ивановна. - Куда бы я ни обращалась, мне отвечают, что ничем помочь не могут, а у меня не осталось никаких средств.
"РГ" от 26 ноября 2015 года рассказывала о странной ситуации, в которой очутилась Зоя Ивановна Дудкина. Ее супруг Иван Федорович в свое время окончил Фрунзенское летное училище. Со своей будущей супругой познакомился перед самым окончанием учебы. Как и другие семьи военнослужащих, Дудкины переезжали с места на место. К моменту распада СССР оба были уже на пенсии.
Супруги оформили гражданство РФ и решили перебраться в Белгородскую область. Однако Иван Федорович скончался от сердечного приступа прямо на перроне вокзала. Похоронив мужа, Зоя Ивановна решила остаться в Киргизии на некоторое время. Потом все же поехала в Белгородскую область. Обнаружившееся у нее заболевание дало ей право оформить пенсию по потере кормильца. К сожалению, климат Центральной России не подошел пенсионерке. Болезнь стала прогрессировать, и Зоя Ивановна решила вернуться в Бишкек.
Дальше начинается совершенно детективная история. Пенсионное дело, по которому ей должны начислять положенные выплаты, было отправлено из военкомата Белгородской области в апреле 2015 года. Согласно данным "Почты России", корреспонденция за N RB 236598921 RU пересекла границу Киргизии 25 апреля 2015 года, и после этого местонахождение бумаг почти год оставалось неизвестным.
Письмом (N ЦСО/652-3367 от 3 сентября 2015 года) за подписью начальника центра социального обеспечения военного комиссариата Белгородской области Ивана Можного Зою Ивановну уведомили, что "2 сентября 2015 года было получено почтовое уведомление о получении /вручении/адресатом пенсионного (личного) дела. На основании изложенного рекомендую вам по всем вопросам пенсионного и социального обеспечения обращаться в пенсионный отдел министерства обороны (МО) КР..."
Дудкина так и поступила. Однако председатель государственного комитета по делам обороны Киргизии (правопреемник МО КР) генерал-майор Марат Кенжисариев на запрос Зои Ивановны ответил: "... Установить местонахождение вашего личного (пенсионного) дела не представляется возможным".
Журналистское расследование
Одновременно с пенсионеркой поиском пенсионного дела занималась корреспондент "РГ".
В Государственном предприятии "Кыргызпочтасы" клятвенно заверяли, что почтовое отправление за N RB 236598921 RU доставлено адресату. Правда, кому конкретно, в ведомстве сказать затруднились, поскольку вся информация за 2015 год уже была сдана в архив, а на то, чтобы найти там какие-либо документы, требуется довольно много времени.
Ситуация изменилась после обращения "РГ" к начальнику Главного управления местных органов военного управления гос-комитета по делам обороны Руслану Абдрахманову. Он взял поиск бумаг пенсионерки под личный контроль. Через час после разговора с Абдрахмановым в редакцию позвонил начальник отдела военного учета Нурлан Низалиев и сообщил, что пенсионное дело найдено в военкомате Первомайского района.
Когда об этом узнала Зоя Ивановна, она была крайне удивлена. Ведь она сама несколько раз обращалась в военкомат, однако чиновники в течение года упорно твердили ей, что никаких бумаг на ее имя не поступало.
Опять мимо?
Несмотря на то что дело Зои Дудкиной было найдено, вопрос о получении ею пенсии пока остается открытым. В отделе социального обеспечения военного комиссариата Белгородской области пояснили: Зоя Дудкина хоть и является гражданкой Российской Федерации, но постоянно проживает в Киргизии, поэтому все необходимые выплаты ей должна производить киргизская сторона. Поэтому, собственно, и были отправлены в Бишкек все необходимые бумаги. Чиновники из военкомата Белгородской области мотивируют такое решение подписанным между странами СНГ соглашением от 13 марта 1992 года "О гарантиях прав граж-дан государств-участников Содружества независимых государств в области пенсионного обеспечения".
Несколько иной точки зрения придерживаются в Социальном фонде Киргизии. В этом ведомстве пояснили, что вышеназванное соглашение Зои Дудкиной никоим образом не касается. Оказывается, этот документ касается граждан, которые делали отчисления в социальные органы по месту проживания и вышли на пенсию уже после развала СССР.
В случае с Зоей Ивановной Дудкиной ситуация складывается другая. Во-первых, хоть она и переехала на постоянное место жительства в Киргизию, но остается гражданкой Российской Федерации. Кроме того, до своего отъезда в Белгород она работала в Киргизии, так что необходимые отчисления делала. Во-вторых, пенсию по потере кормильца ей придется выплачивать из государственного бюджета Киргизии, а не из бюджета Соцфонда КР.
В пенсионном отделе государственного комитета по делам обороны Киргизии, тем временем, заверили "РГ", что сделают все возможное, чтобы выплаты пенсионерке были возобновлены. Если, конечно, на то будут законные основания.