26.05.2016 08:49
    Поделиться

    Новое подразделение милиции в Киргизии вызвало нарекания граждан

    Работа патрульной милиции вызывает у жителей столицы противоречивые чувства
    Первого апреля 2016 года сотрудники патрульной милиции (ПМ) приступили к исполнению своих обязанностей по охране общественного порядка на улицах столицы КР. Министр внутренних дел КР Мелис Турганбаев утверждал: месяца будет достаточно, чтобы увидеть плюсы и минусы работы новой службы.

    Пока глава МВД публично не выступал с какими-либо оценками, но в ведомстве корреспондента "РГ" заверили, что он обязательно это сделает, как только представится такая возможность. Однако рядовые горожане уже высказывают немало претензий в адрес патрульных.

    Основное отличие новой службы, напомним, в ее универсальности. Сотрудники ПМ занимаются и охраной общественного порядка, и реагируют на нарушения правил дорожного движения.

    За первый месяц работы ПМ уже есть данные. Так, согласно официальной статистике, было обслужено 2414 вызовов по линии "102". "По горячим следам" раскрыто 198 преступлений, в районные УВД доставлено 1,4 тысячи правонарушителей. Это о том, что касается общественного порядка.

    В сфере безопасности дорожного движения показатели следующие: выявлено 12,9 тысячи нарушений ПДД, на штрафстоянку поставлено более полутора тысячи автомобилей. Зарегистрировано 168 случаев вождения в нетрезвом состоянии, 11 - автохулиганства. Выписано штрафов на 10,2 миллиона сомов.

    Всего, по данным МВД, и днем и ночью на улицы Бишкека выезжает около 100 патрульных машин. Экипаж каждой состоит из трех человек. Сотрудники ПМ носят так называемые нагрудные видеорегистраторы, которые должны быть включены, пока они на дежурстве. Таким образом в случае конфликта с водителем можно будет разобраться, кто прав, а кто виноват на самом деле. Ожидалось также, что из-за регистраторов милиционеры побоятся брать взятки у нарушителей правил дорожного движения.

    В МВД особо акцентировали внимание на том, что сотрудникам ПМ запрещается в рабочее время ставить патрульные машины за какими-нибудь преградами, самим прятаться и останавливать автомобили без необходимости, например, чтобы просто проверить документы.

    Но как раз поведение патрульных на дорогах и вызывает наибольшие претензии у горожан. Корреспондент "РГ" пообщался с несколькими водителями и узнал следующее.

    Во-первых, автовладельцев возмущает то, что зачастую экипажи ПМ сами нарушают правила дорожного движения. "Могут и по "встречке" поехать, и на красный сигнал светофора проскочить, и резко перестроиться из одного ряда в другой. Причем делают все это с выключенными проблесковыми маячками, то есть служебной необходимости в подобных нарушениях у них нет", - сообщил автовладелец Мирбек Ж.

    Во-вторых, запрет прятаться за какими-нибудь преградами соблюдается сотрудниками патрульной милиции все реже и реже. "Меня как-то остановили на одной из, так скажем, нецентральных улиц города. Патрульную машину я не видел. Она стояла за другим, гражданским автомобилем. Спросил у милиционера причину остановки. Он ответил: "Проверка документов". Я ему начал объяснять, что он не имеет права так делать. А он мне сказал, что министр внутренних дел якобы дал устное распоряжение работать по старинке - больше стоять, чем передвигаться. Якобы новый способ борьбы с правонарушениями на дорогах себя не оправдал, да и бензина расходуется слишком много", - сказал водитель с 20-летним стажем Виталий.

    В министерстве внутренних дел, кстати, корреспондента "РГ" заверили, что подобного устного распоряжения министра нет и быть не может.

    И третья основная претензия. Как брали сотрудники взятки у нарушителей, так и берут. Даже несмотря на то, что все их действия записывает видеорегистратор. "Все просто. Идешь навстречу остановившему тебя сотруднику, а он пальцем снизу показывает на камеру на груди. Мол, видишь, не болтай лишнего. И деньги ему незаметно передаешь", - рассказывают водители.

    В МВД уверяют, что им известно о критике со стороны общественности. "В Интернете есть много видео о работе патрульной милиции. В том числе и о нарушениях, которые совершают ее сотрудники. Все ролики анализируются, виновных наказывают", - заявили в ведомстве.

    Проект под названием "Патрульная милиция", как полагают в министерстве, все же доказывает свою эффективность. И поэтому начиная с лета 2016-го его действие распространят на всю республику.

    Тем временем

    Общественное объединение "Бир Дуйно" выпустило брошюру, в которой содержатся рекомендации водителям, как вести себя в случае остановки сотрудником патрульной милиции. В ней, в частности, сказано:

    - Оставайтесь в машине и не расстегивайте ремень безопасности. Сотрудник ПМ обязан подойти к вам, представиться (назвать должность и звание) и сообщить причину остановки. Вы должны оставаться в машине до тех пор, пока вас не попросят выйти.

    - Вы имеете право, поставив в известность сотрудника, сфотографировать на камеру телефона служебное удостоверение или записать ФИО инспектора, номер удостоверения.

    - Вы имеете право использовать диктофон, видеокамеру мобильного телефона либо видеорегистратор. Сотрудник ПМ во время несения службы не имеет права препятствовать использованию участниками дорожного движения записывающего оборудования.

    - Сохраняйте самообладание. Беседуя с представителем закона, старайтесь быть вежливым и почтительным. Контролируйте свои слова, движения и эмоции. Не спорьте на отвлеченные темы. При необходимости попросите сотрудников милиции объяснить ваши права и обязанности.

    - Не путайте понятия "осмотр" и "досмотр". В первом случае это означает, что милиционер имеет право заглянуть в салон автомобиля через окно или открытую самим водителем дверь. А для осуществления досмотра необходимо основание: предварительное составление протокола досмотра, наличие свидетелей.

    Мнение

    Наталья Никитенко, депутат парламента КР:

    - На мой взгляд, министерство внутренних дел поторопилось с упразднением дорожно-патрульной службы и созданием патрульной милиции. Потому что мы уже сегодня видим, насколько стало больше дорожно-транспортных происшествий. Создавать новую службу и задействовать ее сотрудников нужно было постепенно. Стационарные посты все-таки доказывают свою необходимость, а мобильное патрулирование пока не дает ощутимых положительных результатов.

    Поделиться