Как рассказали в фонде "Открыть мир", который занимается помощью детям с аутизмом, сейчас они оказывают поддержку 67 детям с нарушениями аутистического спектра. В то же время на учете в мэрии состоит лишь 14 таких детей.
- Количество детей с аутизмом растет. Если десять лет назад их было всего пять, то сейчас - в несколько раз больше. Таким детям нужна специальная поддержка, чтобы они могли адаптироваться в обществе, - рассказала президент фонда Анна Добрецова.
До вступления в действие нового закона об образовании, разрешившего инклюзию, дети с аутизмом, как правило, отправлялись в специнтернаты для умственно отсталых детей либо оставались на домашнем обучении. Но такая модель чаще всего приводила к тому, что, окончив школу, дети не могли адаптироваться в жизни и становились пациентами психоневрологических интернатов. Далеко не все родители хотят для своих детей такой судьбы.
- Мой сын к семи годам не говорил. Нам предложили пойти в спецшколу, но мы отказались и пошли в интернат. Через четыре месяца он заговорил и опередил в развитии своих одноклассников. Он за 10 минут делал контрольную, а потом ему становилось скучно, и у нас начинались проблемы с поведением. Невыносимо, когда развитие ребенка тормозят извне, - рассказала мама 15-летнего семиклассника Леши Любовь Юрьевна.
Леше, который в первый же год в речевом интернате сделал рывок в развитии, повезло: его родители-педагоги сумели добиться, чтобы их ребенка из коррекционного пятого класса перевели во второй класс в обычную школу. При этом он потерял три года, но это родителей не смутило. Леша сумел адаптироваться и теперь учится в основном на "хорошо" и "отлично" вместе с обычными детьми и делает большие успехи в изучении иностранных языков.
- Если бы у нас тогда был ресурсный класс, мы выбрали бы его, а не тыкались во все стороны, - поделилась опытом Любовь Юрьевна.
Сейчас закон позволяет учить детей-инвалидов совместно со здоровыми детьми. Для этого в школах создаются специальные ресурсные классы. В них дети с аутизмом, которые испытывают проблемы с общением, находятся в сопровождении педагогов и персональных взрослых помощников - тьюторов. Они помогают им преодолевать проблемы с поведением, учат слушать учителя и общаться с окружающими. Спустя некоторое время они оказываются в состоянии из маленького коллектива перейти в большой класс и продолжить обучение среди "обычных" детей.
В этом году пятеро воспитанников фонда "Открыть мир", посещающих группу подготовки к первому классу, достигли школьного возраста. В фонде для каждого из них подготовили тьюторов, которые готовы сопровождать своих подопечных в ресурсном классе, который предполагали открыть на базе школы № 5 в Костроме.
Специалисты управления образования и учителя этой школы съездили на учебу в Воронеж, где открыты такие ресурсные классы для детей с аутизмом - как и в Москве, Белгороде, Ростове и ряде других городов. Там они увидели, что ресурсный класс разделен на четыре зоны, где особые дети могут учиться, не мешая другим, выполнять индивидуальные задания, а также снимать стресс и сенсорную перегрузку в сухом бассейне или на специально установленных для них креслах-качалках. Благодаря этим методикам дети легче привыкают к обычной школьной жизни.
Часть этих методик психологи внедрили в дошкольных группах в Костроме. Благодаря им дети, которые раньше не могли сидеть на одном месте, всего за один год научились садиться в круг, слушать учителя и с удовольствием выполнять задания.
Родители "особых" детей предполагали, что дети из их группы начнут учиться в ресурсном классе общеобразовательной школы, где для них уже было готово помещение. Когда дети привыкнут, они начнут выходить из своего особого мира в класс к сверстникам - сначала на отдельные уроки, а затем - и на полный день, как 15-летний Леша и девятилетний Радомир, также посещающий обычную школу.
…Но, когда дело дошло до формирования первого специализированного ресурсного класса, в Костроме неожиданно возникли проблемы. В мэрии отказались его создавать, ссылаясь на новые санитарные правила и нормы (СанПиН), вступающие в действие с 1 сентября 2016 года.
Как рассказала "Российской газете" руководитель городского комитета образования Аурика Дроздник, новый СанПиН предполагает, что при комплектовании класса, в котором будут учиться дети с особенностями развития, возможны четыре модели. Так, на 20 здоровых детей при инклюзивном обучении может приходиться не более двух детей с аутизмом. Если диагноз "аутизм" осложнен какими-то другими заболеваниями, то наполняемость класса не может быть больше 12 человек, среди которых не более двух - с аутизмом. Если при этом у детей есть умственная отсталость, то в зависимости от их состояния в классе должно быть пять или девять человек, среди которых - только по одному ребенку с аутизмом.
- Мы выполняем требования нормативного документа. Средняя школа № 5 оборудована для детей с ограниченными возможностями здоровья. Там есть дополнительные помещения, необходимые по образовательному стандарту, отдельный кабинет, психолог, дефектолог, тьютор для каждого ребенка, коллектив школы прошел обучение и получил сертификат. Но все дети прошли ПМПК (психолого-медико-педагогическую комиссию), и она дала заключение, что только двое из пяти могут учиться в общеобразовательном учреждении, - рассказала Аурика Дроздник.
Она пояснила, что этих двоих детей решили принять в пятую школу, но не в обычный, а в коррекционный класс на 12 человек, а остальным родителям предложили получать образование в специальной коррекционной школе № 3 для умственно отсталых детей.
- Мы понимаем озабоченность родителей, но есть нормативная база, и мы не можем поступить другим образом, - сообщили в комитете образования.
Однако родители с предложением отправить детей в коррекционный класс вместо ресурсного не согласились. Они полагают, что в данном случае нарушаются права на образование.
- В Костроме нормы СанПиН ставят выше федерального закона об образовании, который позволяет родителям самим выбирать тип образовательного учреждения. А заключение ПМПК носит не обязательный, а лишь рекомендательный характер, поэтому мы решили обратиться в суд за защитой прав своих детей, сейчас мы готовим иски, - пояснили родители. Они хотят, чтобы их дети учились именно в коллективе, поскольку если им предложат индивидуальное обучение, то они, лишенные возможности общения со сверстниками, потеряют возможности адаптации в обычном мире.
Педагоги и психологи подчеркивают: опыт инклюзивного обучения идет на пользу не только "особенным", но и здоровым детям. Общаясь с ребятами, которым нужна помощь, "нормотипичные" дети учатся толерантности и доброте.
Олег Мосолов, руководитель департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области:
- Костромичи только начинают заниматься инклюзией, а этот этап всегда очень трудный. Воронежская же область реализует проект по созданию правильной среды для детей с аутизмом уже несколько лет. Мы изначально получили статус экспериментальной площадки, что дало нам более широкие возможности. Сначала закрепили само понятие ресурсного класса, в уходящем учебном году открыли два ресурсных класса для детей с аутизмом в школах Воронежа. С 1 сентября появится еще три таких класса в областном центре и два в районах. В каждом из них учится не более шести-восьми человек, в зависимости от того, какие у ребят диагнозы и особенности. Постепенно придем к тому, чтобы выполнять все СанПиН. Набор в ресурсные классы велся через общественную организацию родителей, списки на 2016-2017 учебный год уже сформированы. А вообще, чтобы попасть в воронежский ресурсный класс, нужно получить заключение психолого-медико-педагогической комиссии о том, что ребенок может обучаться в общеобразовательной школе. Ведь дети должны будут осваивать определенную программу, хотя и адаптированную.
Записала Татьяна Ткачева