Российский и турецкий бизнес готов поучаствовать в развитии туристической отрасли РК, но успешная реализация их проектов во многом будет зависеть от местных властей.
Компания из Казани "Асгард" хочет строить на полуострове бассейны, водные горки, аквапарки и SPA-комплексы. Ее представители приехали в Крым, чтобы найти партнеров и презентовать свои услуги региональным властям.
- Мы работаем по всей России и странам СНГ. Проектируем и размещаем водные горки в аквапарках, на пляжах, в помещениях с небольшими бассейнами, например, в санатории или гостинице, - говорит директор компании Андрей Конопля. - На наш взгляд, курортному Крыму не хватает качественных современных аквапарков.
- Крым как южный регион, где строительство идет практически круглый год, очень интересен девелоперам и застройщикам, - отмечает директор строительной компании из Липецка Николай Каравашкин. - Мы специализируемся на строительстве объектов из дерева. Готовы построить здесь рестораны, кафе и, может быть, мини-отели.
По мнению представителей туротрасли, на полуострове дефицит "звездных" отелей мирового класса. Но российский бизнес готов инвестировать в основном в реконструкцию санаториев и в строительство небольших гостиниц.
- У нас очень мало отелей, которые можно отнести к уровню "три", "четыре" и тем более "пять звезд", - считает министр курортов и туризма РК Сергей Стрельбицкий.
Для сравнения, на Кубани насчитывается десять пятизвездочных гостиниц, в Крыму - всего пять. А в Турции около 70 процентов всего номерного фонда - пятизвездочные.
Но, по мнению экспертов, большинство таких проектов в курортной отрасли не удастся реализовать раньше 2019 года, когда, наконец-то, будут решены все вопросы с градостроительной документацией и логистикой.
Так, по словам главы Союза строителей Крыма Николая Шевченко, строительный комплекс испытывает проблемы с поставкой инертных материалов на полуостров.
- Песок и щебень завозятся с материка, и, в результате, если в Краснодаре песок стоит 300 рублей за тонну, у нас - 1,5 тысячи рублей. Куб бетона в других регионах РФ можно купить за три тысячи рублей, в Крыму - 5,4 тысячи, - говорит Николай Шевченко. - Дорогая логистика значительно увеличивает стоимость квадратного метра.
- Мы получаем песок из-за пролива. Хороший песок, соответствует ГОСТу. Но машине с грузом весом более 22 тонн не разрешают зайти на паром, - поясняют представители крымских строительных компаний. - В результате стоимость логистики - сумасшедшая, и цена песка возрастает в несколько раз.
Удешевить стоимость перевозки грузов можно будет только после открытия моста через Керченский пролив.
Не менее важны для девелоперов и застройщиков хорошие отношения с местными властями. Развитие гостиничной сети Крыма во многом будет зависеть от того, предоставят ли муниципалитеты под строительство отелей земельные участки с подведенными к ним коммуникациями.
- Многие компании, планирующие реализовать свои проекты на полуострове, жалуются на отсутствие цивилизованного диалога с властями, - говорит российский девелопер Вячеслав Ширяев. - Были случаи, когда площадки для строительства объектов, на которых уже начиналось проектирование, местные чиновники внезапно отдавали "своим" людям. Так, осенью прошлого года проект рекреационного кластера, разрабатывавшийся с привлечением специалистов мирового уровня, был присвоен одной из районных администраций, и земля ушла не по назначению.
Также в Крыму полная неразбериха с градостроительной документацией. До конца 2017 года должны быть разработаны и утверждены генеральные планы 254 поселений и права землепользования для них. Но, несмотря на все это, республика интересна российским застройщикам, которые готовы возводить здесь жилую и курортную недвижимость.
- Недавно была подключена еще одна ветка энергомоста в Крым. Регион становится энергообеспеченным, а значит, стабильным. Рынок достаточно емкий, а серьезных игроков на нем нет. Поэтому девелоперы, первыми решившиеся покорить полуостров, окажутся впереди, - считает управляющий партнер девелоперской компании M9 Development Максим Морозов.