Сроки введения единой платежной квитанции в Крыму перенесут

С 1 июля жителям многоквартирных домов Крыма должны предложить рассчитываться за услуги ЖКХ по единой квитанции. Должны, но скорее всего не предложат, и срок внедрения единой платежки будет перенесен.

Система расчетов за услуги ЖКХ по единому платежному документу (ЕПД) должна заработать повсеместно. Оператором этого процесса выступит ГУП РК "Единый информационный расчетный центр" (ЕИРЦ). Смысл нововведения прост: вместо пяти платежных книжек за коммунальные услуги, газ, электричество, воду и тепло собственник жилья раз в месяц будет получать по почте одну квитанцию и оплачивать ее в ЕИРЦ. Дальше уже ЕИРЦ "расщепляет" платеж на пять составляющих и доводит деньги до поставщика услуг. Казалось бы, новая система упрощает жизнь потребителей, но ее внедрению мешает инерция крымчан и сопротивление поставщиков услуг.

Экспериментально внедрять ЕПД начали в двух симферопольских многоэтажках еще в июле минувшего года, предложив 170 собственникам выбор - платить по-старому или пользоваться единой квитанцией. В результате число пользователей новой системы постепенно увеличилось с 26 до 40 , а платежная дисциплина возросла. Но многие владельцы жилья увидели в ЕИРЦ лишнего посредника, от которого нет никакой пользы.

- Сейчас каждая ресурсопоставляющая компания - будь то "Крымэнерго", "Крымгазсети" или "Вода Крыма" - содержит целый штат сотрудников расчетных центров, закупает для этого программное обеспечение, и расходы на эти цели включены в тариф, - рассказала генеральный директор ЕИРЦ Екатерина Казаченко. - Мы же делим эти расходы на пять, потому что расчетный центр будет един для всех.

Потребители никакой экономии скорее всего не почувствуют. Но, в конечном итоге, государство сможет инвестировать больше средств в модернизацию ЖКХ полуострова. Кроме того, ЕИРЦ станет своего рода информационным банком данных о всех операциях потребителей.

- Представьте себе уже знакомую жителям материка картину, когда управляющая компания становится банкротом и исчезает вместе с деньгами собственников. Как людям доказать, что они платили? - говорит Екатерина Казаченко. - В такой ситуации именно ЕИРЦ может подтвердить любой платеж.

Для продвинутых крымчан, привыкших пользоваться интернет-банкингом, перейти на новую систему оплаты не составит труда. Достаточно на сайте ЕИРЦ через личный кабинет внести показания счетчиков, и ЕПД будет сформирован. Партнером проекта выступает банк РНКБ, с его помощью можно создать постоянный платеж для ежемесячного автоматического списания со счета пользователя фиксированной суммы за услуги ЖКХ. Те же потребители, которые не доверяют современным технологиям, могут не беспокоиться: все счета будут дублироваться на бумаге и рассылаться по почте.

К слову, книжки, по которым привыкли платить крымчане старшего поколения, уже давно не действуют. Ресурсные компании перестали выдавать их более года назад, но предприимчивые дельцы, пользуясь неведением многих потребителей, продолжают их печатать и продавать на каждом углу. На самом деле ресурсопоставляющие компании обязаны рассылать крымчанам счета, что они делают не всегда. Однако, уже с 1 января 2017 года, если счет на бумаге не будет подтвержден электронным дубликатом на сайте ЕИРЦ, то его можно вообще не оплачивать.

Но заработает ли центр с 1 июля 2016 года, как это предусмотрено распоряжением главы правительства Крыма - пока не могут ответить даже руководители ЕИРЦ. Государство уже внесло в уставной фонд организации 131 миллион рублей. Закуплено дорогостоящее программное обеспечение, но для начала работы расчетного центра все ресурсопоставляющие компании, а также государственные и муниципальные управляющие компании должны передать центру свои базы данных потребителей услуг. Без этого система не заработает.

- Проблема в том, что данные самих потребителей и имеющаяся у поставщиков ресурсов информация нередко разнятся. Где-то в квартире числятся три человека, а реально их два. Где-то у человека есть льготы, а они не учтены, и так далее. Все это надо свести воедино, - говорит заместитель генерального директора ЕИРЦ Марьян Пендищук. - Пока нам передали свои базы данных только "Крымтеплокоммунэнерго", "Вода Крыма" и управляющие компании, подведомственные министерству ЖКХ.

"Крымгазсети" и "Крымэнерго", по данным МинЖКХ Крыма, игнорируют эту работу. Еще хуже ситуация в сельских регионах, где, как выяснилось, у управляющих компаний вообще нет компьютерной базы данных потребителей, и учет они ведут в амбарных книгах. Из 164 муниципальных и государственных унитарных предприятий сферы ЖКХ только 53 обменялись информацией с ЕИРЦ, и лишь пять из них находятся в финальной стадии передачи данных. Да и сам центр пока не имеет сайта и утвержденной формы ЕПД. А дедлайн наступает через месяц с небольшим.

Ситуацию держат на контроле общественники организации "ЖКХ Контроль" и профильное министерство Крыма. Общественный совет при министерстве настаивает на срочном вмешательстве главы Крыма Сергея Аксенова, поскольку только он может заставить ресурсопоставляющие компании передать базы данных потребителей новой структуре. Пока официально срок введения расчетов через ЕИРЦ никто не изменял. Но в кулуарах уже называется другая дата - 1 октября 2016 года.

Комментарий

Александр Жданов,

министр жилищно-коммунального хозяйства Крыма:

- При внедрении единого платежного документа потребитель должен понимать, за что он платит и доверять этой информации. Если мы этой цели достигнем, то крымчане почувствуют пользу от внедрения ЕИРЦ и поймут, что это на самом деле большое подспорье. Новая система неизбежно коснется не только жителей многоквартирных домов, но и собственников частного сектора. Только так мы сможем заставить их оплачивать услуги по вывозу твердых бытовых отходов.

Тем временем

В Севастополе ГУП "Единый информационно-расчетный центр" был создан в ноябре 2014 года, а первые квитанции начал рассылать в августе 2015-го. Поначалу в них были только начисления за услуги управляющих компаний, в октябре к ним добавили холодное водоснабжение и канализацию, в феврале 2016-го - отопление. Сейчас в общую платежку объединены все коммунальные услуги, за исключением электроэнергии и газа - ЕИРЦ пока не удалось заключить договоры с частными компаниями ПАО "Севастопольгаз" и ПАО "ЭК "Севастопольэнерго". Переход на единую квитанцию не обошелся без сбоев. Многие горожане получали квитанции с внезапно возникшими долгами за холодную воду, а в новых счетах часто не учитывались предыдущие платежи. В результате людям приходилось подолгу стоять в очередях, чтобы добиться перерасчета. В результате в начале года в ЕИРЦ сменили директора. Сбои же объяснили тем, что некоторые абоненты продолжают платить поставщикам коммунальных услуг напрямую, а другие не всегда вовремя передают показания счетчиков. Сейчас в городе работает около 20 отделений ЕИРЦ, которые в случае ошибок корректируют начисления. Оплатить квитанции можно в пяти банках, а также отделениях ФГУП "Почта Крыма". Доступна оплата через интернет-банк РНКБ. Показания счетчиков можно сообщить по телефону в тональном режиме, а также ввести их на сайте ЕИРЦ. Там же в личном кабинете доступна детализация начислений. В ближайших планах - добавить в единую квитанцию строку о взносах за капремонт многоквартирных домов.