На Алтае предложили реабилитировать осужденных воинов-"афганцев"

Алтайские общественники предлагают принять федеральный закон о полной или частичной реабилитации военнослужащих, осужденных во время боевых действий в Афганистане.

За время боевых действий в Афганистане к уголовной ответственности было привлечено 4 300 военнослужащих. По амнистии 28 ноября 1989 года были выпущено на свободу 426 бывших воинов-интернационалистов. Однако при этом им не вернули ни званий, ни наград, ни льгот, которых они были лишены по приговору военного трибунала.

Просто выполнил приказ

В Алтайском крае несколько таких осужденных ветеранов боевых действий. В Рубцовске живет 52-летний Геннадий Криволапов. История Геннадия Григорьевича в чем-то типична - судьба человека на войне редко поддается логическим объяснениям. Рядовой Криволапов выполнял интернациональный долг в Северном Кундузе. Был осужден на шесть лет за убийство местного жителя. Однако на курок автомата он нажал не по собственной инициативе. Приказ отдал прапорщик, который доставил в расположение советских войск раненого афганца. Кем тот был - моджахедом или мирным дехканином, солдат выяснять не стал. Приказ есть приказ. Через пару месяцев после демобилизации за Криволаповым приехал особист. Судил его военный трибунал в Ташкенте. И, по мнению суда, рядовой не должен был выполнять приказ старшего по званию. А прапорщику, отдавшему приказ, дали десять лет лишения свободы. Геннадий попал в рубцовскую колонию № 5. Вместе с ним мотали сроки еще трое земляков-"афганцев". Один из них отбыл в "пятерке" полный срок и вышел на свободу за месяц до объявления амнистии. Криволапов провел в колонии четыре года.

Война и колония оставили свой след. Вскоре Геннадий снова угодил за колючую - за хулиганство. В Рубцовске, носившем некогда титул "города тракторостроителей", за последние два десятилетия закрылось немало предприятий, в том числе крупных, поэтому работу найти непросто. Особенно людям с судимостями и военным прошлым. Геннадий Григорьевич перебивается временными работами, как он говорит, "на частников".

Избыток адреналина

- Работая с осужденными ветеранами, я постепенно пришел к выводу, что все случившееся с ними является прямым следствием их участия в боевых действиях, - размышляет председатель краевого "Общества защиты прав осужденных ветеранов боевых действий" Александр Шумаков. - Ученые выделяют целый букет профессиональных заболеваний тех, кто воевал: посттравматический стрессовый синдром, пониженный психологический порог применения насилия, поверхностный сон, гипертония, псориаз, необходимость контролируемого пространства. Во время боев у солдат происходит перестройка желез внутренней секреции, связанная с физическими и психологическими перегрузками на войне. В боевых условиях в кровь постоянно выбрасывается повышенное количество адреналина, обостряющего слух, внимание, концентрирующего духовные и физические силы. Но то, что на войне является крайней необходимостью, в мирной жизни оборачивается против ветеранов. Они подсознательно прибегают к применению боевого опыта в критических ситуациях, решают проблемы силовыми методами. Отсутствие реабилитационных мер после возвращения с войны, трудности с устройством на работу и бытом создают благоприятную почву для употребления алкоголя и наркотиков. Создается временная иллюзия отсутствия проблем. Отравленный организм требует новых доз, стирается грань между законными и незаконными действиями для удовлетворения своих потребностей.

На Алтае эта общественная организация была создана в 1993 году. Возглавивший ее Александр Шумаков до этого уже несколько лет занимался проблемами "афганцев", получивших тюремные сроки. Шумаков за четверть века помог многим. Но теперь, по мнению Александра Михайловича, пришло время принятия федерального закона о полной или частичной реабилитации военнослужащих, осужденных во время боевых действий в Афганистане. Ведь осуждали "афганцев" не только за умышленные преступления, но и за утрату имущества, неосторожное обращение с оружием и другие нарушения законов государства, которого давно уже нет. Официальная реабилитация с восстановлением званий и наград позволит многим "афганцам" получить в недалеком будущем статус ветерана труда и доплату к пенсии. Краевое "Общество защиты прав осужденных ветеранов боевых действий" неоднократно транслировало это предложение в общероссийские общественные организации - "Боевое братство", "Союз ветеранов Афганистана", "Организация инвалидов войны в Афганистане и военной травмы-"Инвалиды войны". Но все эти обращения остались без ответа. Та же участь постигла обращение в прошлом году к Францу Клинцевичу, лидеру общероссийской общественной организации "Союз ветеранов Афганистана", который тогда был депутатом Госдумы.

Желаю вернуться живыми и здоровыми

Сейчас Геннадий Криволапов, как участник боевых действий и человек, пострадавший от последствий ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, получает от государства меньше трех тысяч рублей в месяц (2 480 "афганских" и 500 "семипалатинских"). Живет в частном доме. "Воюет" с органами соцзащиты.

- Ходил как-то в "собес" - сказали, что жителям частного сектора коммунальные льготы не положены. Но я посмотрел в Интернете - оказывается, нам, ветеранам, предусмотрены льготы и за свет, и за уголь с дровами. Ткнул носом чиновников, они признали мою правоту. Получается, я долгие годы переплачивал государству? Можно задать вопрос через вашу газету - мне эти деньги вернут?

Криволапов сейчас вдовец. У него двое детей. Сыну подходит время призыва в армию.

- Геннадий Григорьевич, что пожелаете сыну, если он тоже попадет в горячую точку?

- Не только ему - всем парням пожелаю вернуться домой. Живыми и невредимыми. И чтобы государство и общество от них не отворачивались.

Компетентно

Ольга Орлова, специалист по социальной работе КГБУСО "Центр социальной реабилитации инвалидов и ветеранов боевых действий":

- Пребывание на войне относится к той экстремальной ситуации, когда человек постоянно находится в сильнейшем психоэмоциональном стрессе, преодолевая его волевыми усилиями. Обходится это очень высокой ценой: почти у всех участников боевых действий неизбежно в той или иной мере наблюдаются изменения в физическом и психическом состоянии. Речь идет о синдроме посттравматических стрессовых расстройств, а это притупленность эмоций, агрессивность, нарушения памяти и концентрации внимания, приступы ярости, непрошеные воспоминания, вина выжившего, злоупотребление алкоголем и наркотическими веществами.

Война еще долго оказывает влияние на инвалидов боевых действий. Медико-психологическая реабилитация и социальная поддержка должны являться основными направлениями работы с данной категорией населения. Посттравматический синдром с возрастом, увы, не проходит. В Барнауле живет участник войны в Афганистане Евгений Новожилов, служил в 103-й дивизии ВДВ. Евгеньевич Юрьевич пишет интересные стихи. Недавно принес в наш центр новое стихотворение. Там есть строчки: "Если в души заглянуть бывшим ветеранам, то невольно прикоснешься к незажившим ранам. Их снаружи не видать, время их не лечит. Война - подлая старуха - изнутри калечит". Смысл стихотворения в том, что единственное действенное лекарство для ветерана боевых действий - это любовь. А любовь предполагает умение прощать. В том числе и тех, кто оступился на войне.