26.05.2016 16:23
    Поделиться

    Почему в Новосибирской области закрываются участковые больницы

    Галина Дегтярева - пенсионерка. Она живет в селе Пихтовка Колыванского района и пишет письма властям. Требует, чтобы участковую больницу, которую в этом году превратили в дневной стационар, отремонтировали, и в ней снова появился хотя бы один врач. "Фельдшер терапевта не заменит", - уверена Галина Дегтярева. В региональном минздраве с ней не согласны.

    Слишком отдаленная деревня

    Пихтовская участковая больница работала на четырнадцать деревень, а это полторы тысячи жителей. До 2016 года в больнице был врач-терапевт - Сергей Антоненко, но 66-летний доктор ушел на пенсию, а нового в Пихтовке не будет. "Нет жилья, - говорит стоматолог Раиса Цуканова. - И в больнице нет лаборатории, а врач в таких условиях, без возможности сделать анализы, работать просто-напросто откажется". Само здание тоже требует серьезного ремонта - крыша течет, фундамент разрушен. Ремонт чиновники не обещают - говорят, нет средств.

    - Нашлась одна женщина-терапевт, хотела к нам приехать, - рассказывает Галина Дегтярева. - Она сама родом из Пихтовки. Говорила - купите мне домишко, и я у вас поработаю. Но ей власти отказали - ей 61 год, и сертификата у нее в тот момент не было, просила обучение ей оплатить. Нет, не взяли. А она бы еще лет десять проработала.

    Теперь, чтобы попасть на прием к врачу, из Пихтовки и других окрестных деревень нужно ехать в Колывань, за девяносто километров.

    - Автобус идет два часа, а если по грязи или по снегу - два с половиной, - говорит Галина Дегтярева. - Вот и считайте: автобус из Пихтовки отъезжает в девять утра, а в больнице анализы принимают до одиннадцати. Мы уже не успеваем. Кто будет решать этот вопрос? Или вот такая ситуация: больного на "скорой" увезли в Колывань. Пока с ним там занимаются, машина ждет. А если кому-то плохо стало в Пихтовке в это время, что делать? Машина-то в Колывани.

    Как говорит Раиса Цуканова, в Пихтовской участковой больнице не раз спасали жизни больных - девяносто километров в экстренных случаях могут стать критическим расстоянием. "Ремонт и оснащение больницы нужны, - говорит она. - Да, мы далеко - но это не может быть причиной не финансировать больницу, все должно быть как раз наоборот".

    Пережиток СССР

    - Больно смотреть, как все разваливается, - жалуется Галина Дегтярева. - Еще двадцать лет назад в нашей больнице было несколько отделений, врачи разных специальностей. И деньги на это у властей были. Сейчас ответ один - денег нет. Но люди-то остались. Обидно, что с нами даже разговаривать никто не хочет - приезжал недавно министр, посмотрел больницу, с персоналом поговорил, а нас почему-то "забыли" пригласить. Если бы мы знали, что к нам министр едет, мы бы его так просто не отпустили бы.

    Между тем Пихтовская - не единственная участковая больница в области, которая уже "попала под сокращение". В конце прошлого года "РГ" писала о Константиновской участковой в Татарском районе - медбрат Дмитрий Пузиков рассказал и показал нам удивительные подробности быта учреждения сельского здравоохранения, которое работало практически без воды и с нарушениями требований пожарной безопасности. После этого участковую больницу также превратили в амбулаторию, а медбрата Пузикова уволили в связи с сокращением штата.

    И это не частные случаи - это тенденция. По мнению властей, абсолютно оправданная. У министра здравоохранения Новосибирской области Олега Иванинского взгляд на проблему шире, чем у пенсионерки Галины Дегтяревой, которой трудно ездить к врачу за девяносто километров. По его мысли, участковые больницы, которых сейчас в области осталось около пятидесяти, - это пережиток советского прошлого. Изменилась экономическая и демографическая ситуация, людей в деревнях все меньше - следовательно, и больницы там не нужны. Рано или поздно все они станут так называемыми амбулаториями, а в реальности - фельдшерско-акушерскими пунктами с дневным стационаром.

    Медицина тут бессильна

    А что все-таки делать тем, кто остался в деревнях? Допустим, заболел кто-то в отдаленном селе, а на автобус в райцентр опоздал, или так прихватило, что не до автобуса? Тут все просто, уверен министр. Надо всего лишь набрать номер Центральной районной больницы, и там все организуют. Больного в случае необходимости на "скорой" доставят в стационар, где окажут самую высокотехнологичную медицинскую помощь. В этом идея. Осталось только решить проблемы с дорогами, которых кое-где нет вовсе, и с машинами, которые старые и ломаются. Проблемы, кажется, вечные - но не опускать же руки!

    Олег Иванинский ссылается на мировой опыт - в развитых странах не ставят больницы на каждом углу, это неоправданно дорого. Министр говорит о том, что урбанизация происходит везде. И что нельзя рассматривать медицину в отрыве от экономических реалий. Допустим, если есть в селе производство, есть работа, есть молодые семьи, которые рожают детей, - там будет и социальная инфраструктура, в том числе учреждение здравоохранения. Нет производства, люди уезжают - извините, медицина здесь, как говорится, бессильна.

    …Любопытно, что похожие рассуждения корреспонденту "РГ" слышать уже приходилось - на одном из совещаний глав регионов, которые обсуждали проблемы агропромышленного комплекса, а заодно и комплексное развитие сельских территорий. Вот только акценты были расставлены по-другому. Запомнилось выступление красноярского губернатора Виктора Толоконского: молодые специалисты-аграрии не едут работать в село, говорил он. Почему? Потому что там нет инфраструктуры - детских садов, школ, больниц. Обеспечьте молодежи приемлемые условия жизни, говорил губернатор, и они поедут работать в глубинку. Однако, как выясняется, здравоохранение "локомотивом" развития сельских территорий выступить не готово (что вполне можно понять), а следовательно, круг замкнулся. Кто рискнет организовать бизнес в селе, откуда до ближайшего врача - девяносто километров? Никто. А кто будет строить больницы и школы там, где живут одни старики? Тоже никто.

    Прямая речь

    Олег Иванинский, министр здравоохранения Новосибирской области:

    - Главное - это доступность медицинской помощи. Допустим, есть поселок, где живет сто человек. Там никогда не то что врача, там даже фельдшера не будет. И не потому, что мы этого не хотим, а по объективным причинам. А что нужно? В поселке должен быть человек, у которого есть связь, и должна быть возможность доставить пациента в центральную районную больницу.

    Участковые больницы, которые были созданы еще во времена Советского Союза, сегодня эволюционируют. Большинство участковых больниц, которые сегодня есть на территории Новосибирской области, - это больницы ухода. В них находятся пожилые люди, которые остались одни, и им требуется не столько медицинская, сколько социальная помощь. Многие из таких учреждений мы просто отдали социальной защите. В этих больницах никто не будет оперировать. В них никто не будет рожать. Там никто не сделает коронарографию, например. И наша задача в таких условиях - максимально быстро довезти больного до крупного медицинского центра. Неотложная помощь населению - это отдельное направление, которое необходимо развивать.

    У нас проблема с медицинскими кадрами в ЦРБ. А заставить врача поехать работать в участковую больницу - это еще сложнее. В сельской местности - только фельдшерская помощь. Больницы в селе не нужны. Фельдшеры - это квалифицированные, грамотные люди. Наличие фельдшера в селе - это важно, он должен сориентироваться, что происходит с больным, оказать первую помощь, а после этого больного доставить, если необходимо, в специализированный стационар. Наличие фельдшера в сельском населенном пункте - это вопрос коллективной ответственности и органов здравоохранения, и органов местного самоуправления. На сельских сходах мы говорим так: если вы хотите, чтобы у вас в поселке был фельдшер, найдите девочку - и мы ее выучим, купим ей здесь жилье, дадим ей 500 тысяч подъемных по программе "Земский фельдшер". Ваша задача - создать ей такие условия, чтобы она не уехала из села.

    Сегодня десять ФАПов в области стоят пустые - некому работать. И не найдем мы фельдшеров в каждое село. Рабовладельческий строй ведь отменен, и не заставишь никого силой поехать работать в отдаленную деревню.

    Цифра

    40 автомобилей скорой помощи должны приобрести в Новосибирской области в этом году - расходы на это заложены в региональный бюджет.

    Поделиться