С каждым годом в проекте участвует все больше корпоративных музеев, причем они пользуются не меньшим спросом, чем обычные. Допустим, музей энергетики Урала по популярности уступает только музеям ИЗО и краеведения, несмотря на то что находится не в центре города, а в промзоне.
Чтобы понять, чем привлекают население корпоративные экспозиции, корреспонденты "РГ" составили собственный турмаршрут.
В сентябре во всех школах России начнутся экспериментальные уроки финансовой грамотности для 9-классников, где ребят научат планировать семейный бюджет, копить, инвестировать, пользоваться пластиковыми картами, поговорят о психологии отношения к деньгам на примере литературных персонажей: Скупого рыцаря, Коробочки и других.
Уже сейчас сотрудники Уральского главного управления Банка России проводят образовательные встречи с дошколятами и школьниками, студентами и пенсионерами. Рассказывают, как разрабатывают дизайн купюр и монет, где их изготавливают, как хранят, кто регулирует количество денежной массы на территории, используется ли полиграф при приеме на работу в банк, и дают много другой полезной информации.
К примеру, мы узнали, что в 2016 году в России начнут чеканить монеты с государственным гербом. Сейчас на аверсах стоит эмблема Банка России. Масса и размеры останутся прежними. Обменивать старые монеты на новые не придется, все они будут в ходу. "Медяки" живут в среднем 25 лет, а бумажные купюры - всего 8 месяцев. Пришедшие в негодность пропускают через шредер, полученная обрезь прессуется в брекеты. Их утилизируют или используют в качестве учебного муляжа для собак-поисковиков.
- Раньше фальшивки встречались в основном среди купюр достоинством тысячу рублей, а теперь чаще подделывают пятитысячные. Кроме того, появились новые виды мошенничества, например, резаные банкноты, которые попадают в обращение через платежные терминалы, - комментирует начальник управления налично-денежного обращения Уральского ГУ Банка России Максим Артемьев.
- Банку России 150 лет. Мы большое значение придаем традициям, и музей играет важную роль в поддержании корпоративной культуры. Кроме того, он используется как просветительская площадка, - отмечает Сергей Лебедев, начальник управления по работе с персоналом Уральского ГУ Банка России. - У нас строгий пропускной режим, но в последнее время мы становимся все более открытыми. В частности, в 2016 году наш музей посетило около 400 гостей, экскурсии организуем по коллективным заявкам.
Музей истории, науки и техники Свердловской железной дороги расположен в здании первого железнодорожного вокзала Екатеринбурга XIХ века. Экспозиция разделена на историческую и техническую части. Одна включает в себя историю развития отрасли от изобретения паровоза отцом и сыном Черепановыми до современности. В другой представлены макеты станций, модели вагонов и локомотивов.
По словам старшего вице-президента ОАО "РЖД" Валентина Гапановича, корпоративные музеи не только популяризируют технику, но и воспитывают у молодежи уважение к профессиям. Также они выполняют функции обучения и профориентации, помогая подрастающему поколению определиться с выбором специальности.
С этим утверждением согласна Наталья Балдова, пресс-секретарь МРСК Урала. Музей энергетики Урала открылся для широких масс в 2013 году. Раньше экспозиция находилась в здании учебного центра и доступ к ней имели только сотрудники предприятий свердловской энергосистемы, учащиеся профильных техникумов и вузов, а также слушатели курсов повышения квалификации. На 200 квадратных метрах размещено 3000 натурных образцов, документов, фотоматериалов. Есть уникальные, например, дела репрессированных в 1930-е годы энергетиков.
В разделе Великой Отечественной войны много пронзительных воспоминаний. На Урал тогда было эвакуировано более 600 предприятий. Стояла задача обеспечить их электроэнергией, а мощностей не хватало. Начались стройки. За год протяженность линий электропередачи увеличилась чуть ли не вдвое, возводили их в основном женщины, деревянные опоры поднимали вручную. Ноу-хау тех лет стал ремонт линий под напряжением. Этот метод, разработанный уральскими энергетиками, позволил стратегическим военным производствам работать непрерывно.
- Мы посчитали, что уникальный архив, собиравшийся десятилетиями, будет полезен и специалистам, и обычным людям. По сути, это энциклопедия энергетики Урала, не только Свердловэнерго, но и Челябэнерго, Пермэнерго. На сайте музея материалов больше, чем вы видите здесь, причем все в свободном доступе, можно использовать для рефератов, научных статей. Разработаны разные типы экскурсий для взрослых и детей. Школьников увлекаем физическими опытами, параллельно рассказываем о правилах электробезопасности, - комментирует Наталья Балдова.
Многие корпоративные площадки в этом году были организованы по принципу "тайное становится явным". Посетителей допускали в такие места, куда обычно попадает только техперсонал предприятий, открывали изнанку рабочих будней. К примеру, в аэропорту Кольцово устроили демонстрацию спецтехники: кейтерингового автолифта, с помощью которого на борт можно подать 3,5 тонны еды, снегоочистителя, отбрасывающего сугробы на 50 метров, тягача, который буксирует воздушное судно в пять раз тяжелее себя. По словам Дмитрия Тюхтина, директора по стратегическим коммуникациям аэропорта, предварительно была напечатана тысяча билетов, но поток посетителей оказался вдвое больше.
Не менее технологичным получился тур на НПО автоматики, где построили модель космопорта. Предприятие специализируется на разработке систем управления для космических кораблей, поэтому все экспонаты связаны с этой темой. Поднявшись на точную копию стартового комплекса "Союза" в Гвиане, можно осмотреть космодром с высоты птичьего полета, познакомиться с историей Байконура, Плесецка, Куру, пообщаться с участниками первого пуска с космодрома "Восточный".
Гостям Уралхиммаша предлагали снять короткометражный ролик в стиле советского индустриального кино. Для удобства предоставляли реквизит: спецодежду, маску сварщика, инструмент котельщика. С виду - развлечение, а на деле - ознакомление с профессией.
В отеле "Екатеринбург-Центральный" прошлое сделали явным в буквальном смысле: надев 3D-очки, вы переноситесь в одноместный номер начала XX века, затем в красный уголок. Идея превратить гостиницу в музей исходила от маркетологов. Не секрет, что многие екатеринбуржцы воспринимают ее просто как старинное здание в центре города. Между тем это первая крупная гостиница в Свердловске, построенная в советское время. Пять этажей, водопровод, электричество, центральное отопление, лифты - для 1928 года здесь были самые передовые технологии. Останавливались в номерах инженеры и чиновники, командированные на крупные стройки: Уралмаш, Магнитку и т.д. А в 1963-м койко-место снял Фидель Кастро. В Свердловск он приехал, чтобы заключить контракты: на Кубу осуществляли поставки 56 заводов Среднеуральского совнархоза.
Конечно, мы не могли обойти стороной финансовый вопрос. Во сколько обходится содержание корпоративных музеев и планирует ли бизнес превращать их в коммерческие за счет продажи билетов и сувениров? Оказалось, для подавляющего большинства компаний это в первую очередь социальные проекты. Денег с посетителей не берут вообще или чисто символическую сумму.
- Содержание музея обходится примерно в 400 тысяч рублей в год: зарплата персонала и хознужды. Аренда помещения - за счет балансодержателя. В будущем мы намерены расширяться. Так, в следующем году к 75-летию Свердловской энергосистемы откроем зал современности, где будут представлены передовые отраслевые технологии, - делится планами Наталья Балдова.
- Сочетание отель-музей очень редкое. Похожие мы нашли лишь в Германии, Берлине и Мюнхене. В Санкт-Петербурге существует гостиница "Заповедник", где на регулярной основе открыта художественная галерея. Московский "Метрополь" позиционирует себя как исторический объект, но там нет музея, предметом охраны является архитектура и интерьеры. В Екатеринбурге публичные экспозиции созданы в отелях "Высоцкий" и "Чехов", они посвящены не историческим реалиям, а творчеству конкретных поэтов, писателей, - рассказывает Юлия Новикова, заместитель начальника отдела маркетинга отеля "Екатеринбург-Центральный". - В силу специфики бизнеса мы не можем организовать выставку в классическом понимании. Для экскурсий будет выделено определенное время, чтобы группы не мешали постояльцам. Туры организуем как для наших клиентов, так и для обычных горожан, которые в гостиницах не бывают.
Татьяна Ярошевская, начальник управления культуры администрации Екатеринбурга:
- За последние 10 лет музеи превратились в институты невероятно широкого спектра деятельности. Они работают с людьми, занимаются формированием социальных привычек, поведения, вкуса, наконец. Проект является катализатором важного процесса музеефикации повседневности: в выставочные площадки превращаются предприятия, рестораны, отели и даже аэропорт.