2028 г. - после этого года Южной Корее будет негде складировать отработанное топливо со своих АЭС. Чтобы естественным путем эти отходы превратились в безопасные для этого потребуется 300 тысяч лет, а потому надо создавать очень мощные, долгосрочные специализированные хранилища. Проблема в том, что сейчас таких хранилищ в стране просто нет, а отходы хранят в пределах самих АЭС. Ближайшая критическая ситуация может возникнуть уже через три года. В 2019 г. внутренние могильники АЭС "Вольсон" будут переполнены, а для их расширения необходимо получить согласие жителей окрестных населенных пунктов. Те же при поддержке организаций "зеленых" категорически против таких перспектив, говоря: "Увозите куда угодно, но больше у нас ничего не надо хранить".
Правительство Южной Кореи трижды пыталось создать в стране могильники - на островах Анмён (1991 г.), Куроп (1994 г.) и в местечке Пуан (2004 г.), но все три раза подряд планы пришлось отменять из-за яростного противодействия со стороны местных жителей, которые добились соответствующего решения со стороны судебных органов. А тогда речь шла о хранении не отработанного ядерного топлива, а радиоактивного мусора - перчаток, спецодежды и прочих материалов, в которых работают специалисты в опасных зонах. Этот мусор "фонит" гораздо меньше, чем топливо, превращаясь в безопасные вещества уже через 300 лет, но даже его люди принимать не согласились. Сейчас же речь идет о куда более опасных веществах.
А потому ситуация крайне непростая. В ближайшие дни эксперты правительства представят на утверждение новый план создания могильника. Документ должны рассмотреть и принять к июлю, после чего уже начнется гонка со временем, когда надо убеждать жителей выбранных районов, а одновременно наблюдать, как заполняются оставшиеся склады отходов. И не факт, что жители согласятся, скорее даже наоборот.
Расширение могильников в рамках самих АЭС не даст большой отсрочки, не более 12 лет, до уже упомянутого 2028 г. А потому без долгосрочных хранилищ не обойтись.
Ситуация у Кореи осложняется еще и тем, что стране из-за ее прошлых амбиций в сфере ядерного оружия запрещена переработка отходов. Такое право позволило бы уменьшить количество материалов.
Среди возможных вариантов - вывозка за рубеж в хранилища других стран, но это потребует больших денег, да еще надо согласовать с правительством принимающего государства, которое также не особо горит желание забирать чужие опасные отходы. "Южная Корея относится странам, в которой большое количество действующих атомных реакторов. Но несмотря на это меры по хранению опасных отходов не продуманы. Это надо срочно решать", - заявил эксперт Хан Пхиль Су, который ранее возглавлял Департамент безопасности транспортировки и хранения радиоактивных отходов МАГАТЭ.
Справка "РГ"
По данным на апрель 2016 г., в Южной Корее есть 25 действующих атомных реакторов, которые расположены на четырех основных АЭС - "Ханбит", "Кори", "Вольсон" и "Хануль". Суммарная электрическая мощность составляет 23,1 ГВт. Первый реактор начал работу в 1978 г. За счет АЭС Южная Корея по итогам 2015 г. получила 31,7 % потребляемой электроэнергии. Корея является активным сторонником развития атомной энергетики, ведет строительство еще нескольких реакторов. В 2010 г. страна получила первый экспортный заказ на возведение АЭС в Объединенных Арабских Эмиратах. Корейские реакторы известны за свои хорошие показатели по стабильности и безопасности.