Новости

26.05.2016 21:40
Рубрика: Культура
Проект: В регионах

Отчего рушатся храмы

В Мариинском театре поставили "Самсона и Далилу"
Премьера оперы Камиля Сен-Санса "Самсон и Далила" стала прологом Международного фестиваля "Звезды белых ночей". Спектакль на Новой сцене Мариинского театра поставил Яннис Коккос. В титульных партиях - Екатерина Семенчук и Грегори Кунде. Музыкальный руководитель Валерий Гергиев.
"Самсон и Далила" Сен-Санса - опера, которой не может похвастать ни один российский театр. Фото: Валентин Барановский "Самсон и Далила" Сен-Санса - опера, которой не может похвастать ни один российский театр. Фото: Валентин Барановский
"Самсон и Далила" Сен-Санса - опера, которой не может похвастать ни один российский театр. Фото: Валентин Барановский

Появление в афише Мариинского театра той или иной премьеры все сложнее объяснять с точки зрения логики собирания репертуара. В год Прокофьева всего одна серьезная премьера - балет "Каменный цветок" Юрия Григоровича. Зато вдруг возникла новая версия "Самсона и Далилы" Сен-Санса - оперы, которой не может похвастать ни один российский театр, но числить ее острой репертуарной необходимостью едва ли можно. Считающаяся не только в России, но и во всем мире лучшей из двенадцати написанных этим композитором опер, она, разумеется, способна заинтересовать широкого слушателя своей нарядной музыкой с ярко выраженным ориентальным колоритом. Но отнести ее к произведениям, которые надо держать под рукой на "первой полке", вряд ли можно.

Правда, когда в театре наряду с несколькими неплохими меццо-сопрано есть превосходная Екатерина Семенчук, не говоря о самой Ольге Бородиной (отказавшаяся участвовать в проекте), грех таким шансом не воспользоваться. Сложнее обстоит с тенорами, которые в труппе если и имеются, то не в том количестве и качестве, чтобы исполнять одну из сложнейших партий драматического репертуара с гарантией высокой художественности. На премьерные спектакли пригласили одного из лучших и не дешевых теноров современности, 62-летнего американца Грегори Кунде.

Напомним, что прежнюю версию "Самсона и Далилы" в Мариинском театре делал еще в 2003 году француз Шарль Рубо, и спектакль продержался несколько сезонов с переменным успехом, главным образом тогда, когда партию Далилы пела Ольга Бородина. На сей раз шанс представился французскому греку Яннису Коккосу, поставившему в Мариинском театре "Дон Кихота" Массне и "Троянцев" Берлиоза. Сценограф по образованию, он и в оперном театре начинал с художника, постепенно придя к режиссуре, которая, к сожалению, за долгие годы не стала его сильным местом. В новой версии "Самсона и Далилы" есть претензия на масштабность. Большое зеркало Новой сцены Мариинского театра заполнено эффектными геометрическими силуэтами гор, потом пирамидальных контуров, напоминающими работы прогрессивных театральных художников 1960-70-х. А жилище Далилы, где она поджидает Самсона для совершения главного злодеяния оперы - отрезания волос героя, - и вовсе почти напрямую отсылает к знаменитой спиралевидной башне Татлина. Коккос любит чистое, благородно звучащее, графичное пространство - но только в декорациях, потому что все, что касается режиссуры, выглядит скромнее по художественной ценности и фактически не выходит за рамки "вышел -немного прошелся - ушел".

Еще более слабым звеном являются массовые сцены. В сцене оргии в финале оперы кордебалет в откровенных и тривиальных костюмах разнообразного кожаного садомазо, призванных обрисовать грехи Содома и Гоморры, стыдливо извиваются в хореографии Ильи Петрова. Спасение такой "режиссуры" - лишь в вокально и артистически состоятельных солистах, которые способны взять все в свои "руки" и зажечь слушателя. Для премьеры такие певцы нашлись. Свежий, сильный, полетный, до краев наполненный голос Грегори Кунде сохранял тонус и эластичность от начала до конца. Свою Далилу Екатерина Семенчук наполнила тяжелыми дурманящими ароматами роковой женщины-вамп. Ее дуэт с верховным жрецом Дагона в исполнении баритона Романа Бурденко стал одной из самых запоминающихся сцен оперы. Оркестр Валерия Гергиева продемонстрировал искусство блистательного и сдержанного аккомпанемента. Маэстро удалось донести связи этой партитуры с баховскими страстями, без которых Сен-Санс и не стал бы писать оперу о спасителе иудейского народа - ветхозаветном предтече самого Христа.

Кстати

XXIV Международный фестиваль "Звезды белых ночей" пройдет с 26 мая по 24 июля. Среди главных его событий: Анна Нетребко впервые выступит в партии Эльзы в "Лоэнгрине" Вагнера (4 июня), а также исполнит вокальный цикл "Четыре последних песни" Рихарда Штрауса с оркестром под управлением Валерия Гергиева (6 июня), Чечилия Бартоли выступит с аутентичным ансамблем I Barocchisti и дирижером Диего Фазолисом с программой "Из Венеции в Петербург" (13 июня). Ольга Бородина исполнит цикл Густава Малера Пять песен на стихи Фридриха Рюккерта и романсы Рахманинова (18 июня). Впервые приедет на фестиваль Будапештский фестивальный оркестр под управлением Ивана Фишера (9 июня). Среди звезд, которые примут участие в фестивале, Ульяна Лопаткина и Диана Вишнева, Мария Гулегина и Ильдар Абдразаков, Леонидас Кавакос, Элен Гримо, Николай Луганский и многие другие.