Впервые в истории страны они объявили однодневную забастовку на всех 19 национальных атомных электростанциях. Если учесть, что три четверти электроэнергии во Франции вырабатывается именно на АЭС, то не трудно представить, каким шоком для всех здесь стала эта акция. Хотя, конечно, речь ни в коем случае не идет о полной остановке реакторов, на что никогда бы не пошли сами стачечники, да и власти не позволили бы.
В этой области четкие и жесткие законы, за исполнением которых зорко следит национальное Агентство по ядерной безопасности. По существующему положению какие-либо протестные акции проводить на территории АЭС запрещено, а снижение выработки допустимо лишь в строго ограниченных размерах. При этом на рабочем месте обязаны находиться столько служащих, сколько необходимо. Нарушителей правил работы на объектах такого значения ждет не только увольнение, но и тюремный срок, немаленькие штрафы.
Первой забастовала часть персонала АЭС в городе Ножан-сюр-Сен, что в сотне километров к юго-востоку от Парижа, за ними последовали их коллеги крупнейшей электростанции в Гравелине на севере страны, ну а вслед за ними и другие. Правда, все акции проводили минимум в полукилометре от этих стратегических объектов. Как сообщил центральный оператор местных энергосетей RTE, в результате производство электроэнергии снизилось на 5 ГВт, что составляет примерно четыре процента от всех имеющихся во Франции производственных мощностей. Однако представитель отраслевого профсоюза энергетиков левого профцентра ВКТ Мари-Клер Кайето предупредила, что "акции могут быть усилены", а в ряде городов возможны "временные отключения" от энергосетей.
Тревожный сигнал также поступил из Шербура, расположенного на побережье Атлантики. Там стачечники перекрыли все подъездные пути к комплексу заводов DCNS - государственной корпорации, которая занимается строительством французских атомных подводных лодок. Помимо этого они перекрыли доступ к прочим военным верфям Шербура и пропускают только ограниченное количество занятого там персонала.
По-прежнему остаются заблокированными шесть из восьми нефтеперерабатывающих заводов. Найти бензин или дизельное топливо для автомобилиста стало поистине сложнейшей проблемой: уже свыше 40 процентов АЗС Франции остались без капли горючего. Правительству даже пришлось прибегнуть к стратегическим запасам, а он рассчитан на три месяца, с тем чтобы хоть как-то восполнить дефицит на бензозаправках. По данным госсекретаря по вопросам транспорта Алена Видалиса, был использован трехдневный резерв и не исключено, что к этой мере придется прибегнуть снова в ближайшие дни.
Но вот в чем курьез: большинство французов винят в нынешнем остром противостоянии власти страны, которые без обсуждения в парламенте силовым методом, использовав статью 49.3 конституции, добились принятия спорного закона в первом чтении.
Чем же так рассердила эта злосчастная инициатива французского правительства, полностью поддержанная Франсуа Олландом? Дело в том, что, как считают ее яростные противники, называя "историческим регрессом", закон в корне меняет прежний кодекс труда, считавшийся все послевоенные десятилетия вплоть до нынешних времен одним из важнейших завоеваний трудящихся. Если конкретно, то в прежнем есть положение, по которому главными документами, определяющими отношения между работодателями и персоналом, являются коллективные договора на отраслевом уровне. Это основа. После на конкретных предприятиях их можно так или иначе конкретизировать, но не урезая права или ухудшая условия. В сторону улучшения - пожалуйста. Либеральная реформа трудового закона, о чем речь идет в пункте 2 этого документа, меняет в корне ситуацию. Главными становятся трудовые соглашения на предприятии, а отраслевые - второстепенными, и их в принципе можно не принимать в расчет. В этих условиях у работодателей появляется возможность увеличивать рабочее время до 48 часов, а то и до 60, может упроститься процедура увольнения. Об отпусках и других выходных надо будет договариваться с хозяевами, что сейчас решается в общенациональном порядке.
Правительство не на шутку обеспокоено массовой фрондой французов, которая может негативно отразиться на национальной экономике, что в четверг признал премьер Манюэль Вальс. Тем не менее, выступая в утренней программе новостного телеканала BFMTV, он заявил, что об "отзыве законопроекта не может быть и речи", и правительство "твердо намеревается" довести законопроект до конца.