Главные маршруты Башкирии будут продвигать во всемирной сети

Как сделать достопримечательности Башкортостана доступными любому путешественнику, появится ли у жителей республики возможность отдохнуть на родине так, как за рубежом? На эти и другие вопросы ответил председатель Госкомитета Республики Башкортостан по предпринимательству и туризму Вячеслав Гилязитдинов.

Вячеслав Африкович, начнем с главного. Башкортостан часто называют второй Швейцарией, те, кто повидал местные достопримечательности, отзываются о них с восторгом, тем не менее республика остается terra incognita для потенциальных путешественников. Найти полезную информацию весьма затруднительно. Когда же ситуация изменится?

Вячеслав Гилязитдинов: Проблема серьезная, и она состоит из двух вопросов. Первый - финансирование продвижения своего туристического потенциала. Если некоторые субъекты России тратят на это сотни миллионов рублей в год, то мы можем позволить себе очень скромные суммы. Тем не менее в этом году нашли внутренние резервы. Конечно, не такие большие деньги, но достаточные на разработку единого интернет-портала, где будет сосредоточена вся информация о туристических продуктах Башкортостана. Второй вопрос - что, собственно, продвигать? Красоты природы? Это не продукт. Продукт - это маршруты. Для того чтобы ими можно было воспользоваться, их должны расписать по всем стандартам Ростуризма.

Маршруты охватят все районы, которые интересны с точки зрения туризма и показывают все многообразие нашей республики. Например, "Аленький цветочек" - по аксаковским, цветаевским местам: город Белебей, село Усень-Ивановское. С костром, пешеходной прогулкой, медвежьей или глухариной охотой. Или, к примеру, халяльный, мусульманский маршрут. Или "красный" очень популярный у китайских туристов, куда входят Москва, Санкт-Петербург, Ульяновск, Казань. Наконец, договорились о том, что и Уфу включат в этот маршрут, который проходит по революционным и ленинским местам. Есть у нас и другие туристические направления, такие как "По следам Салавата Юлаева", "Золотой пояс Урал-Батыра", "Бурзянская пчела", пеше-сплавные.

Это только начало, дальше будем работать над отработкой и улучшением качества, повышением уровня сервиса.

К сожалению, и в интернете, да и в самой Уфе крайне мало полезной потребительской информации для туристов. Что делается для устранения "белых пятен"?

Вячеслав Гилязитдинов: Работу в этом направлении начали. В частности, в Уфе создан многопрофильный информационно-туристический центр (МИТЦ), который учредили ведущие туроператоры, ассоциация отельеров, рекламные агентства и администрация города. МИТЦ станет информационной площадкой и оператором многих событий в Уфе. Мы ожидаем, что после саммитов ШОС и БРИКС Уфа станет ведущим российским центром делового туризма.

А вообще, какие события, по вашему мнению, могут привлечь туристов?

Вячеслав Гилязитдинов: Их должно быть три-четыре. Пробным камнем был "Башкортостан новогодний, удивительный", в котором участвовали как минимум 40 тысяч человек. С учетом опыта и ошибок собираемся проводить эту акцию более масштабно. Второе событие - "сабантуй сабантуев". Мы хотим показать в одном месте "праздники плуга" различных тюркских народов. Он будет проходить несколько дней, чтобы как можно больше гостей могли его увидеть, а заодно посетить различные достопримечательности и просто отдохнуть. Предложим ввести туристическую составляющую в фестиваль "Молочная страна", который пользуется популярностью у горожан и гостей столицы республики.

Уфа, как всегда, в приоритете?

Вячеслав Гилязитдинов: Уфа - отправная точка всех маршрутов. В каждом из семи туристических кластеров будет такое событие, которое характеризует его более всего и привлекает внимание к территории. Они или уже есть, или планируются. Например, Курортный сабантуй, который уже во второй раз проведет на Яктыкуле ассоциация отельеров, станет более масштабным - на него приглашены гости из других регионов страны. Это отличный повод привлечь внимание к Яктыкулю - одноименному санаторию. Яркими событиями для Бирского кластера являются фестивали "Бирское яблоко" и "Крещенские морозы". И доехать туда можно именно из Уфы.

Бурзянский район издавна притягателен для туристов. Но если раньше сюда добирались на попутках и с рюкзаками, то сейчас необходимо обеспечить комфорт и безопасность.

Вячеслав Гилязитдинов: Инфраструктура для кластера будет создана за счет средств федеральной целевой программы, куда мы вошли с этим проектом. Сейчас проекты инженерных коммуникаций находятся на экспертизе.

После того как популярные египетские и турецкие курорты стали для наших туристов недоступными, все ожидали бума внутреннего туризма. Однако его не последовало. С чем это связано?

Вячеслав Гилязитдинов: Причина лежит на поверхности: мы пока не можем предложить такого отдыха, как на популярных курортах России. Наш отдых - активный: путешествия по горам, сплавы по рекам, катание на лошадях и так далее. Не каждый хочет так проводить свой отпуск, многим по душе лежание на пляже.

Но и у нас можно организовать хороший пляжный отдых, были бы деньги и люди, желающие их вложить.

Вячеслав Гилязитдинов: Нет, новый инвестор вряд ли придет. Надо использовать имеющиеся резервы. В республике есть масса различных туристических баз, домов отдыха, в прошлом ведомственных. Мы сейчас собираем информацию про все места массового размещения, чтобы затем выбирать подходящие для переформатирования. Хотим предложить национальному туроператору включить эти места в свою систему бронирования.

То есть на активность инвесторов рассчитывать не приходится?

Вячеслав Гилязитдинов: Почему же? Интерес к нашей республике проявляют иногородние и иностранные инвесторы. Мы используем любую возможность, чтобы этот интерес усиливался. Переговоров проводим много - с испанскими, итальянскими, бангладешскими бизнесменами. У нас подписан меморандум с госкомитетом по туризму китайской провинции Цзянси. Мы им предложили 20 проектов. Пять им приглянулись, они их решили изучить.

Не превратится ли Башкортостан в результате формирования кластеров в дорогой курортный регион, недоступный местным жителям с их невысокими доходами?

Вячеслав Гилязитдинов: Вполне возможно. Но если мы хотим добиться того, чтобы минимум 20 процентов регионального бюджета давал туризм, а республику знали далеко за ее пределами, то необходимо монетизировать все приносящее прибыль. Не надо опасаться того, что все места отдыха станут непременно дорогими и недоступными. Мы будем развивать разные сегменты туристического рынка.

Раз уж речь зашла о кластерах, расскажите, все ли там получается, как задумано, ведь некоторые из них соседствуют или находятся на особо охраняемых природных территориях.

Вячеслав Гилязитдинов: Все делается по закону и с учетом возможностей. Так, генпланом развития Кандрыкуля предусмотрены рекреационная и туристическая зоны, там будут пляжи, школа парусного спорта. Известно, где можно строиться, поэтому мы смело привлекаем инвесторов.

Генплан по Аслыкулю уже практически утвержден. Там тоже все затеяно на мировом уровне. Предусмотрены виды отдыха для людей разного достатка, то есть будут и шикарные отели с ресторанами, и кемпинги, и палаточные лагеря.

План развития Бирска как туристического кластера находится в работе. Бирск - город зодчества, мастеров, купечества, у него интересная история. Рядом - озеро Шамсутдин, санаторий "Сосновый Бор". Бирск - претендент на звание речных ворот республики. Именно отсюда отправляются суда по Белой на Каму и Волгу. Отсюда туристов можно ввозить в Башкортостан. Поэтому мы попросили гильдию экскурсоводов организовать в Бирск туры из Уфы.

Абзаково, Мраткино, озеро Банное предполагается объединить проектом Горные курорты Башкирии "Легенда Урала", чтобы любители горных лыж могли по единому билету посетить все три горнолыжных центра. Есть земля для строительства отелей, ресторанов, кабинок для переодевания. Но для того чтобы там не получился "шанхай", нужен крупный инвестор, который все сделает в едином стиле.

Активно формируется Бурзянский кластер. Когда отремонтируют дорогу до пещеры Шульганташ, то спрос на этот маршрут вырастет многократно.