Власти регионов, не имея денег для масштабного развития объектов показа, принимают в основном организационные меры. Так, 11 субъектов ЦФО вошли в проект "Русские усадьбы". Предполагалось, что это упростит маркетинг и рекламу межрегиональных туров. Но, по словам руководителя департамента культуры Воронежской области Эмилии Сухачевой, логистика пока не выстроена: не определены "точки входа" для туристов, желающих проехаться по усадьбам, к примеру, Липецкой, Воронежской и Тамбовской областей… Пять регионов придумали фестивальный марафон "На Дону стоим, Дон славим" вдоль трассы М-4 "Дон" - своего рода "скелет" для событийных маршрутов.
В каждом регионе есть календарь фестивалей и праздников на 2016 год, обычно его можно найти на сайте департамента культуры и туристско-информационного центра. В перечнях сотни мероприятий. Однако организаторы поездок об этом, как выяснилось, иногда и не подозревают.
- Времени на мониторинг не остается, а новостные сайты анонсируют события за пару дней, когда сформировать тур уже нереально. Нет единого источника, где можно было бы узнавать о событиях всех интересующих нас регионов, - отметила координатор экскурсионных программ оператора "Черноземье-тур" Наталья Панова. - Поэтому пока "фишкой" поездок делаем не фестивали, а объекты. Допустим, в Тамбовской области это музей греха и Мичуринск с его знаменитыми яблоками, в Воронежской - развлекательный комплекс "Кудеяров стан".
О том, что событийные календари мало известны турфирмам, сказала и гендиректор тамбовского бюро путешествий "Джинтур" Галина Гриднева:
- Сколько возим людей в Елец на обзорные экскурсии - а только сейчас на форуме узнали, что там проходит уйма замечательных фестивалей! Недавно услышали и про "Раненбургское застолье", спасибо выставке "Интурмаркет". Что в Воронеже происходит - вообще темный лес… В тамбовском календаре (не уверена, что все мои коллеги-земляки его видели) 90 процентов событий - "мертвые". Мы берем пять-шесть проектов, куда клиент точно поедет.
Чтобы событие стало туристическим, мало собрать множество участников и зрителей.
- Нужно, чтобы приехали люди из других мест и потратили у вас деньги - на билеты, еду и сувениры, а в идеале остались на ночлег и наутро еще какие-то местные достопримечательности посетили, - пояснил председатель наблюдательного совета Национальной ассоциации специалистов событийного туризма Геннадий Шаталов. - Иными словами, фестиваль должен быть частью турпродукта, который можно продать. Это же бизнес! В Черноземье есть события, на которых реально делать бизнес. Но им зачастую не хватает грамотного пиара. Информацию надо давать и загодя, и по окончании мероприятия, использовать соцсети, обмениваться рекламой с соседними регионами.
К слову, прямо на форуме чиновники из Липецкой области заявили, что готовы отдать щиты на трассе М-4 "Дон" под рекламу событий Воронежа и Тамбова (бесплатно, на условиях партнерства) и рассказывать на местном телеканале о туристических возможностях Черноземья. Липецкие фестивали неплохо знакомы туроператорам и агентствам из других регионов - в том числе благодаря рекламным турам. На "Антоновские яблоки" в Ельце приезжают торговать мастера со всего округа и даже из Екатеринбурга.
Увы, коммерческий потенциал многих объектов почти не используется. Уникальный музей-заповедник "Костенки" под Воронежем тоже проводит несколько фестивалей в год. Местный бизнес лишь недавно начал продавать там сувениры. А ниша развлечений для туристов (мастер-классы, фотосессии, игры) практически не занята. Да что говорить - нет нормального туалета и кафе…
"Продвинуть" событие помогают всероссийские конкурсы и премии: на презентацию лучших проектов приезжают туроператоры. Директор агентства путешествий "Румб" из Тольятти Игорь Степанов в прошлом году приметил интересные фестивали в финале Russian Event Awards. И уже свозил автобус туристов на праздник пельменя в Ижевск.
- Мы дополнили программу экскурсиями, мастер-классами и эксклюзивным концертом "Бурановских бабушек", - рассказал Степанов. - Увы, брендовая гостиница по комфорту оказалась не лучше палатки. Но в атмосфере праздника подобные огрехи не так заметны - в чем и прелесть событийных туров. Мы возим тольяттинцев на фестивали уже пять лет, сейчас расширяем линейку предложений. В июне поедем в Липецкую область на "Раненбургское застолье". Я готов рассматривать и другие варианты в Черноземье, но - если это будет приемлемо по цене с учетом дороги. Пятидневный тур за 10-12 тысяч у нас еще купят, а дороже 15 - вряд ли.
Цены - еще одна "ахиллесова пята" внутреннего туризма. По оценкам экспертов, три дня в Воронеже с экскурсиями и питанием обойдутся в среднем тысяч в семь (без трансфера до города). Гостиницы и кафе если и делают скидки для групп, то небольшие. Люди хотят платить за ночлег и завтрак 600-700 рублей в сутки - в столице Черноземья так можно жить только в хостеле. Директор "Костенок" Виктор Ковалевский полагает, что завышены и расценки турагентств:
- У разных фирм поездка к нам, всего за 40 километров от города, стоит от 700 до 1100 рублей с человека. Притом, что сама экскурсия - 50 рублей (для группы - 500).
По мнению президента Национальной ассоциации событийного туризма Олега Алексеева, в России не раскрыт потенциал гастрономии. Хотя хорошее питание - залог того, что турист будет доволен, несмотря на накладки с программой.
- По статистике, 59 процентов туристов интересуются мероприятиями, связанными с едой, - подчеркнул Алексеев. - Каждому фестивалю нужна гастрономическая изюминка, любую экскурсию украсит "вкусный" интерактив. А гастрономический сет как сувенир?..
Гастрономическими праздниками увлеклись в Белгороде. Год назад там установили мировой рекорд по количеству сваренной солдатской каши, теперь развили идею - "Russia каша" представит 31 рецепт из 15 видов круп. Основные расходы понесут агрохолдинги.
На турфоруме подняли немало острых вопросов. Скажем, в Воронеже не хватает экскурсоводов: специалисты советской закалки "расписаны" на весь сезон, более молодые самоучки плохо владеют материалом. В одном из вузов предлагают полугодичный курс - но далеко не все желающие готовы выложить за обучение 30 тысяч рублей.
Немало проблем и у тех, кто открывает сельские гостевые дома. Стандарты для них на федеральном уровне не разработаны, и объекты оказываются "вне закона".
- Вот я оборудовал домик для ночлега, разработал маршруты для экскурсий. Но туроператоры и агентства отказываются покупать этот продукт - мол, если что-то с людьми случится, с кого спрос? Клиенты есть, но их могло быть гораздо больше, тогда я давал бы несколько рабочих мест для односельчан, - посетовал владелец агроусадьбы "Жемчужина Придонья" в Нижнем Мамоне Владимир Манжосов. - Места у нас прекрасные, но к Дону не пробраться - 800 метров асфальта власти не могут положить. Предлагают мне этим заняться. А я не так богат.
К слову, осенью в Воронежской области выделят гранты для малого и среднего бизнеса, развивающего туризм на селе. В бюджете заложено два миллиона рублей, каждый проект может рассчитывать на сумму до 300 тысяч. Осталось прописать в законе само понятие "сельский туризм".
Сергей Наумов, председатель воронежского союза предпринимателей "Опора":
- Интерес к сфере туризма у бизнеса просыпается постепенно - наше мышление консервативно, трудно переключиться на другую отрасль. Хотя это прибыльно: в Европе один рубль, вложенный в туризм, приносит три рубля отдачи при окупаемости около семи лет. Если говорить о Воронеже, то наши резервы - это трасса М-4 "Дон" (тем, кто по ней едет, надо поесть, поспать и развлечься), детские парки (как липецкая "Кудыкина гора"), частные музеи (у нас их почти нет, а в Ельце - аж десять!), сувениры…