27.05.2016 17:30
    Поделиться

    Екатеринбургский ТЮЗ пустил трамвай на сцену

    Премьера Екатеринбургского ТЮЗа "Принц из замка Депо" продолжает традиции, заложенные "Трамваем "Желание" Уильямса, "Путешествием "Голубой Стрелы" Родари и "Паровозиком из Ромашково" Дегтярева. Главный герой - молодой Трамвай.

    Создатель спектакля петербурженка Екатерина Гороховская - общеизвестный голос Лунтика и талантливый режиссер. В 2008-м она поставила в Екатеринбургском ТЮЗе пронзительную "Серую Шейку" - не столько о хромой утке, сколько о дефиците терпимости к людям с ограниченными физическими возможностями. В этот раз она отказалась от литературного источника. Трансформировав свое ощущение Екатеринбурга, сказку о Большом Городе она сочинила сама.

    Если разбирать спектакль "по винтику", то главная деталь в нем - панический страх ребенка, что родители его бросят, забудут и уйдут. С нахамившим папе молодым Трамваем по имени Принц именно так и случается. По начертанным на скрижалях законам сказки, герой пускается на поиски, встречая по пути препятствия и помощь, оперируя волшебными предметами (в городских условиях это - таинственный винтик и мистическая шестеренка).

    Увы, какой город - такие и сказочные герои: вместо молочной речки с кисельными берегами - загаженная Речушка, вместо избы "к лесу задом" - деревянный домишко-развалюшка (Олеся Маас) и Небоскреб, изнывающий от собственной красоты (Валентин Смирнов), вместо идеального злодея Кощея - Жижа и Ржавчина. Вместо гордого горного хребта: "Была гора Высокая - стала яма глубокая".

    "Из такого сора" Екатерина Гороховская выращивает многоплановую историю о семейных ценностях, экологических проблемах, точечной застройке, сырьевом дефиците, бездомных животных и много о чем еще, свободно склеивая пошлый городской романс и эпос, детскую считалку и притчу. Сценография Анатолия Шубина позволяет легко проделывать такие фокусы: несколько модульных шкафов на колесах играют роли трамвайного депо, Уральских гор, завода по переработке вторсырья, свалки и пафосного делового центра города.

    Настройка спектакля начинается, еще когда зрители только рассаживаются. Артисты, поболтав с публикой, сговариваются: "Давайте сыграем сказку", - умножая условность театра: они играют персонажей, которые играют героев - не всегда предметных. Скажем, упомянутые Жижа с Ржавчиной - явные гопники с городских окраин: в заданных режиссером условиях для физического состояния с химическим явлением это выглядит вполне естественно, разве что удивляешься, как можно было не заметить этой простой вещи раньше? Бродячий пес по имени Андрей (Алексей Журавлев) многое взял от юрких жуликов с рынка.

    "Открытий чудных" для этой сказки режиссер подготовила немало, притчевая условность позволяет говорить о многом - минимальными средствами. Так, 300 лет истории промышленного города уместились в одну сцену, где авангардистский гимн труду перетекает в летку-еньку, а затем в мрачное электронное бумканье.

    Кусок органзы с прицепленными пластиковыми бутылками говорит зрителю о плачевном состоянии реки (Исети, надо полагать), длинном перечне превышенных ПДК, зараженной рыбе и неприятном запахе. Надев мантии, Камень-Гора (Дмитрий Михайлов) и Река становятся величественными Королем и Королевой из мифа - глубинной системы отсчета человечества, которая на сцене создана, надо заметить, скупыми средствами - отрезом саржи и вентилятором.

    Возможно, реке Исеть и доводилось уже "играть на театре", но Небоскреб - автор самодеятельных песен точно впервые появляется на сцене. Имя дебютанта легко угадает любой екатеринбуржец: самое высокое здание города трудно не заметить.
    В общем, "когда сидишь в зале, ощущения прекрасные", как написал в театральной книге отзывов Васильев Федор. А "благодарные зрители" отметили: "Очень нужный, необходимый спектакль для современных детей. Восхитительная игра актеров. Тронуло до слез".

    Поделиться