Кроме того, органам госвласти, муниципалитетам, компаниям с государственным участием и госкорпорациям не разрешат приобретать иностранное программное обеспечение и оборудование, если их аналоги можно закупить у российских разработчиков и производителей.
Постановлением правительства с 1 января этого года уже введен запрет на приобретение иностранного программного обеспечения (ПО) для госнужд. Теперь эти ограничения планируется расширить за счет "железа", услуг по техподдержке, а также за счет госкомпаний. Как рассказала "Российской газете" помощник министра экономического развития - пресс-секретарь Елена Лашкина, минэкономразвития совместно с минкомсвязью, минпромторгом и Институтом развития Интернета "проработало вопрос о внесении изменений в законодательство, обеспечивающих приоритет российскому программному обеспечению и оборудованию при осуществлении закупок и предложило комплекс взаимосвязанных мероприятий".
Такое поручение дал президент РФ по итогам встречи с участниками Первого форума "Интернет-экономика", состоявшегося в конце прошлого года. Законопроекта еще нет, и многое будет зависеть от деталей.
"Явно никаких жестких решений не будет, в ряде случаев импортозамещение программного обеспечения просто нерационально, - сказал "РГ" советник президента РФ и председатель совета Института развития Интернета Герман Клименко. - Если замена ведомственной информационной системы на отечественную будет стоить, условно говоря, 100 миллионов долларов, а развитие прежней - один миллион, то, конечно, будет выбран второй вариант".
Таким образом, замена на отечественный софт будет возможна, если она обойдется либо в сопоставимую сумму, либо немного дороже доработки старой.
Государственный сектор - крупнейший игрок на IT-рынке с долей 50-70 процентов, но на продукцию российских компаний приходится не более четверти закупок, говорит исполнительный директор ассоциации "Отечественный софт" Евгения Василенко.
При этом в отдельных сегментах, таких как антивирусные решения, доля отечественного софта достаточно высока, но не превышает 5 процентов по операционным системам и офисным приложениям. Многие государственные информационные системы построены на иностранных платформах, поскольку они создавались до принятия курса на поддержку российского программного продукта.
Их перевод на отечественный софт возможен, но он должен быть "мягким" и поэтапным, ведомствам следует самим строить планы по миграции на российские аналоги, обеспечивая при этом непрерывную жизнеспособность своих систем, считает Евгения Василенко. Проблем с импортозамещением возникнуть не должно, сейчас в едином реестре минкомсвязи уже нет ни одного класса программного обеспечения, где было бы представлено менее пяти российских продуктов.
Но очень многое зависит от последовательности политики по поддержке отечественных разработчиков и от эффективности контроля за уже принятыми решениями. "Мы видим много нарушений запрета на закупки иностранного программного обеспечения, причем в таких случаях тендерная документация обычно не содержит никакого обоснования выбора иностранного продукта, либо она выглядит заведомо неубедительной", - говорит Евгения Василенко.
Директор Центра IТ-исследований и экспертизы Российской академии народного хозяйства и госслужбы Михаил Брауде-Золотарев сомневается, что замена ведомственных информационных систем на эквивалентные отечественные возможна и целесообразна во всех случаях. Правильнее, если в каждом конкретном случае госорган или госкомпания будут сами определять объект закупки, ведь отвечают за результат они, а государству следует стимулировать российский рынок ПО другими инструментами, общеинституциональными, а не командными. "Дело не в том, что российское ПО по умолчанию "хуже". Помимо базовой функциональности надо учитывать удобство использования и привычки пользователей, совместимость с иными информационными системами и ресурсами и тому подобное, и учет всех этих факторов должен быть ответственностью заказчика", - полагает эксперт.
Что касается иностранных мессенджеров, то ранее глава минкомсвязи Николай Никифоров напоминал, что их использование по рабочим вопросам противоречит внутренним регламентам ведомств. Теперь оно может быть запрещено законодательно. Однако это не будет распространяться на личную переписку чиновников, подчеркнула Елена Лашкина.
Но все это потребует уточнений. "Если через мессенджеры передается информация, составляющая служебную или государственную тайну, происхождение мессенджера не играет роли, таким способом закрытую информацию и так передавать нельзя, - говорит Михаил Брауде-Золотарев. - А в случае открытой информации неясно, в чем разница".