В январе-марте глубина падения реальных располагаемых доходов населения (доходы минус инфляция и обязательные платежи) сокращалась: от -5,5 процента в январе до -4,5 процента в феврале и -1,8 процента в марте по отношению к соответствующим месяцам прошлого года. Об этом говорится в последнем мониторинге социально-экономического положения и социального самочувствия населения, подготовленном НИУ "Высшая школа экономики". Но позитивная помесячная динамика только на первый взгляд внушает оптимизм - март 2016 года стал семнадцатым месяцем сокращения реальных доходов населения страны.
Апрель эту традицию продолжил, одновременно ухудшив динамику. По отношению к апрелю 2015 года реальные располагаемые доходы россиян упали в середине весны теперь уже на 7,1 процента из-за общего спада предпринимательской активности и снижения темпов роста начисленных зарплат.
Последний критерий является одним из ключевых - отдельные всплески роста номинального заработка помогли затормозить снижение доходов граждан в первом квартале. "Некоторые отрасли, во многом благодаря хорошим финансовым результатам компаний, пересмотрели зарплаты в положительную сторону", - говорит аналитик Росбанка Евгений Кошелев. Снижение инфляции с начала года также немного смягчило удар по кошелькам россиян.
Однако население не начнет резко богатеть даже при подорожании нефти и укреплении курса рубля. Сырьевой рынок подвержен колебаниям (в январе цены на нефть опускались до 27 долларов, в мае - превышали 50), поэтому все позитивные эффекты от роста барреля следует считать краткосрочными. "Более длительные и фундаментально правильные драйверы для роста реальных доходов опираются все-таки на рост производительности труда", - считает Евгений Кошелев.
В хорошие для российской экономики годы рост зарплат обгонял динамику производительности труда, что в итоге дестимулировало как людей, так и экономику в целом, напоминает председатель общественного совета при минтруде Елена Тополева-Солдунова. В нынешних условиях о сравнимом увеличении доходов работников говорить не приходится, особенно о двузначном, который наблюдался в первой половине двухтысячных годов. "Будет уже хорошо, если в этом году реальные доходы хотя бы перестанут падать", - добавляет собеседница "Российской газеты".
Пока же население переключилось с крупных покупок и дорогостоящих удовольствий на более насущные нужды. В конце апреля Институт социального анализа и прогнозирования РАНХиГС опубликовал исследование, показавшее, что впервые за восемь лет больше половины трат россиян в магазинах пришлись на продовольствие (включая табак и алкоголь). Понимание крупной и дорогой покупки, конечно, у каждого свое: для кого-то это килограмм говядины, а для кого-то - автомобиль. "Но в структуре расходов населения большую часть действительно занимают необходимые траты, например на жилищно-коммунальные услуги. Это к разговору о том, на чем экономить люди не будут. То же самое можно сказать о медицинских услугах и лекарствах", - отмечает заместитель директора аналитического департамента Альпари Анна Кокорева.
Это означает, что о росте российской экономики за счет наращивания потребления, как это происходило в последние полтора десятилетия, можно забыть. Причем даже в случае точечного роста доходов.
"Эффект от индексации зарплат в бюджетном секторе - это малоэффективное текущее потребление", - подчеркивает Евгений Кошелев. По его мнению, для выхода на нормальный рост ВВП намного важнее научиться инвестировать в отрасли, не связанные с сырьевым сектором. Также нужно повысить конкурентоспособность несырьевой продукции на внешних рынках за счет инноваций или выгоды по издержкам, говорит Евгений Кошелев.
Для возвращения к полноценному потребительскому росту экономики существует и еще два ограничителя. По расчетам минтруда, до 2020 года из-за старения населения российский рынок труда будут покидать около 900 тысяч человек ежегодно. Это в целом снизит экономическую активность и замедлит темпы роста потребления. Кроме того, уровень потребления пострадает из-за сложности повторения в нынешних условиях кредитного бума прошлых лет, считает Евгений Кошелев.