Новости

31.05.2016 21:00
Рубрика: Экономика
Проект: В регионах

Действительно с оговорками

КС РФ предписал внести изменения в работу системы "Платон"
Конституционный суд РФ провозгласил постановление по делу о проверке ряда нормативных актов, связанных с функционированием системы "Платон". Проверить конституционность взимания "ПЛАты за ТОНну" с грузовых автомобилей попросила группа депутатов Государственной Думы РФ.
 Фото: depositphotos.com  Фото: depositphotos.com
Фото: depositphotos.com

В ходе публичных слушаний представители органов власти, принявших и подписавших оспариваемый пакет документов, обращали внимание, что разбирательство проходит в преддверии федеральных и региональных выборов. Однако дело получилось весьма неоднозначным. КС изучал вопрос полтора месяца, и хотя в целом признал введение платы за проезд большегрузов по федеральным дорогам не противоречащим Конституции РФ, выдал федеральному законодателю целый ряд рекомендаций.

Как следует из текста постановления, КС не усмотрел в "Платоне" признаков налога, однако указал органам власти на недопустимость чрезмерного обременения предпринимателей сходными по целевому назначению обязательными платежами. И в правительстве, получается, тоже признают необходимость снижения финансового бремени в сфере грузоперевозок: в Государственную думу уже внесен законопроект, который предлагает зачитывать суммы, внесенные через "Платон", при расчете транспортного налога.

- Предполагается, что эта мера будет носить временный характер, но КС указал, что если дальнобойщики в дальнейшем будут чувствовать необходимость такого рода вычетов, то отменить их, ссылаясь на временный характер, все же нельзя, - пояснил журналистам начальник управления конституционных основ публичного права КС РФ Евгений Тарибо.

Еще одна хорошая новость для владельцев и водителей большегрузов - в ближайшее время тариф в системе "Платон" - 1,53 рубля за километр - не изменится. Судьи указали, что правительство имеет право устанавливать его размер - как неналогового платежа. Но вот повышение установленной платы, равно как и внезапное изменение или отмена понижающих коэффициентов, возможно только через внесение изменений в федеральный закон и только с установлением переходного периода, чтобы перевозчики имели возможность подготовится к новым условиям. А поскольку постановление КС вступает в законную силу с момента провозглашения, то любые изменения в системе теперь возможны только с одобрения парламента.

При этом наказывать за несвоевременную оплату проезда КС предписал исходя из объективных критериев ситуации. Действующее законодательство в принципе позволяет оспорить наложение любого административного взыскания, но здесь КС РФ счел важным подчеркнуть необходимость справедливого разбирательства.

- Автоматизма быть не должно. Необходимо выяснять, есть ли обстоятельства, исключающие вину водителя - дорожная обстановка, неисправность системы, невозможность получить к ней доступ, - пояснил представитель КС Евгений Тарибо. - Только в случае доказанной вины должна наступать ответственность.

Один из нормативных актов, которые были оспорены в ходе "дела "Платона", судьи КС все же признали не соответствующим Конституции РФ. Речь идет о пункте 4 правил взимания платы, который предписывают оператору определенные нормотворческие обязанности. И хотя в правилах указано, что "для обеспечения функционирования системы взимания платы оператор публикует в СМИ" порядок внесения и возврата денежных средств, пользования системой, но судьи особо указали, что разработка этих схем в самом ближайшем будущем станет обязанностью законодателей. С 15 ноября вступают в силу поправки в федеральный закон об автомобильных дорогах, согласно которым "размер вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, определяется правительством РФ в случае движения таких транспортных средств по автомобильным дорогам федерального значения". Оператор считает, что для него в данном случае ситуация не изменится.

- Мы всегда толковали эту часть нормы как предоставляющую нам право определять именно технические элементы системы, и это право у нас, собственно, осталось, - заявил директор по правовым вопросам компании-оператора "РТ-Инвест Транспортные Системы" Михаил Попов. - Для нас в этом случае ничего не изменилось.

Стоит отметить, что на внесение всех необходимых изменений осталось чуть менее полугода. Если к моменту вступления вышеназванных поправок в силу изменения в систему внесены не будут, "Платон", как выразился Евгений Тарибо, "ждет штрафстоянка", то есть временная приостановка функционирования.

Экономика Транспорт Филиалы РГ Северо-Запад Судебная власть Конституционный суд СЗФО Санкт-Петербург Система "Платон"
Добавьте RG.RU 
в избранные источники