В Кремле открылась выставка русского и украинского скульптора и ювелира Василия Коноваленко. Это, по большому счету - вторая персональная выставка Коноваленко, первая была еще в начале 70-х в Русском музее. И вот - зал в Одностолпной палате Патриаршего дворца, полный скульптурных миниатюр, собранных из резного мрамора, малахита, агата, серебра и мозаики, белореченского кварцита - и все это в каждом из произведений, большинство из которых легко уместились бы в средних размеров тарелке.
- Великое русское наследие камнерезов всегда пользовалось уважением в России, - говорил на открытии экспозиции руководитель администрации президента Сергей Иванов, глава попечительского совета музеев Московского Кремля. - Не зря Коноваленко многие называли Данилой-мастером, наследником великих уральских мастеров.
Мир Василия Коноваленко современный российский зритель только открывает - именно с кремлевской выставки. Уроженец запорожской деревни, ставший театральным художником, потом ушедший в скульптуру из камня, потом вынужденный эмигрировать, Коноваленко закончил свои дни в конце 80-х в эмиграции в американском Нью-Виндзоре, не успев организовать выставку в России.
Его скульптуры стеклись в Одностолпную палату из Музея природы и науки Денвера, частных коллекций Гохрана РФ, московского музея "Самоцветы", собрания семьи художника в Вене и Нью-Йорке. "Бабушка и дедушка", "Бражники", "На рыбалку", "Ликбез", "Баня", "Запорожец", "Чаевник", "Разлука ты, разлука" - и всюду в небольшом зале Одностолпной палаты - русские мужики и бабы, всюду характеры, психологические мизансцены, истории, эмоции, выраженные резцом по той же яшме, что тверже железа. А кое-где и тончайшей выделки ювелирное серебро, эмаль по скани…