01.06.2016 21:15
    Поделиться

    Алексей Левыкин: Мы никогда не уйдем от исторических мифов

    2 июня исполняется 150 лет Российскому историческому обществу (РИО). Как сделать историю привлекательной поколению гаджетов? Является ли музей доктором исторической памяти? Нужен ли стране музей Ленина? На эти вопросы "РГ" отвечает член президиума Совета РИО, директор Государственного исторического музея Алексей Левыкин.

    - Алексей Константинович, Государственный Исторический музей (ГИМ) входит в десятку самых посещаемых в России. Параллели с прошлым, историческая аналитика в последние годы не сходят со страниц газет и журналов. Вы сами как объясняете такую востребованность исторических знаний?

    Алексей Левыкин: Для меня очевидно, что вместе с тем, как укрепляется государство, возрастает интерес к истории. А с другой стороны, если история исчезает, то исчезает и государство. Оно сливается с чем-то наднациональным. К сожалению, такие тенденции мы сейчас наблюдаем на Западе, который через единое европейское государство идет к единому пониманию исторического процесса, часто во вред пониманию событий и фактов, которые когда-то происходили. И это начинает стирать национальные границы, что, на первый взгляд, не очень страшно. Но только до того момента, когда государство теряет свою национальную историческую память. История несет определенный генотип нации, ее самость, ее сущность, которые должны сохраняться. Поэтому нынешний всплеск интереса к истории, который возник в России, мне не кажется удивительным. Прошлому сегодня уделяют внимание очень многие, начиная с руководства страны и заканчивая обычными гражданами. Я думаю, что это связано с теми изменениями, которые в последние десятилетия у нас происходят. Мы прошли очень сложный период трансформации сущности государства - от идеологического, которое на первом этапе отрицало огромный опыт Российской империи, но вовремя одумалось, исправило свою ошибку…

    - Вы имеете в виду возвращение в программы университетов исторические факультеты?

    Алексей Левыкин: И это тоже. Но кардинальное изменение отношения к истории своей страны произошло, когда 7 ноября 1941 года с трибуны Мавзолея прозвучало напутствие воинам, уходящим на фронт: "Пусть вдохновляет вас в этой войне мужественный образ наших великих предков". В 90-е годы, в поисках национальной идеи, мы в большей степени занимались разрушением своей истории. Пока не поняли, что именно она, героическая и трагическая, является этой идеей, потому что объединяет нас как нацию и государство. Ведь те исторические события, которые на протяжении тысячи лет сотрясали Россию, не разделили нас, а сплотили. Именно этим феноменом и можно объяснить интерес к своей истории, о котором вы спросили.

    - Перед ночью музеев в Исторический музей публика действительно шла толпами, видела собственными глазами. И это несмотря на цены билетов. 350 рублей для взрослого - это не слишком дорого?

    Алексей Левыкин: Отвечу коротко: по сравнению с другими музеями нашего уровня билет в Исторический музей стоит дешевле. К тому же у нас есть билеты для семейной аудитории, билеты для льготных категорий посетителей.

    - Современный мир гаджетов и компьютеров диктует музеям и выставочным площадкам свои требования. Вы поддаетесь этому диктату?

    Алексей Левыкин: Гаджеты, электроника, компьютеры - это часть нашей жизни. Хотя меня порой удивляет, что люди не просто используют технические средства, а живут в виртуальном мире, общаются, влюбляются, бродят по интернет-музеям… Музею очень важно правильно оценить, каким образом современные технологии будут в нем существовать. Я глубокий противник того, чтобы виртуальная экспозиция замещала настоящую. Ведь сила любого музея в представлении хранящихся в нем материальных памятников и реальных произведений искусства. Я думаю, что большинству все-таки интереснее увидеть подлинник, а не его изображение. Поэтому любой современный серьезный музей, будь то Лувр, Британский музей, Исторический музей или Эрмитаж, главное внимание уделяют построению классических экспозиций.

    В Историческом музее хранится первая датированная печатная книга Московского государства - "Апостол" Ивана Федорова (1564 год). Фото: РИА Новости

    Но с помощью современных технологий мы можем решить массу проблем, к примеру, проблему информации. Если мы сейчас посмотрим, чем больше всего недовольны наши посетители, окажется, что этикетажем. Кто-то обижается, что подписи к экспонатам только на русском языке и требуют еще английский эквивалент. Французские туристы удивляются, почему информация не по-французски, а китайцы, почему не по-китайски. И еще. Ни одна аннотация не даст полного научного представления об экспонате. За музейным памятником обычно огромная история и важнейшие для страны события. Вот тут и будет очень к месту полистать электронную витрину и узнать, к примеру, все подробности про перо, которым император Александр II подписал указ об отмене крепостного права. Правда, рассказать эту историю может и экскурсовод. Но содержать большой штат экскурсоводов - серьезная нагрузка для любого музея. А современные технологии позволяют не только рассмотреть образ памятника в мельчайших подробностях, но и узнать о нем как можно больше. А потом посетитель имеет возможность скачать экскурсию на гаджет и пересматривать ее, получая все новые дополнительные информационные ресурсы.

    - Сейчас в моде интерактивность, квесты и игры на музейных площадках…

    Алексей Левыкин: Понимаете, все построить на интерактиве мы не можем, потому что это интересно только определенному кругу. У другой части посетителей совершенно другие запросы: им интересно созерцание в классическом варианте - ходить по залам музея, внимательно рассматривая экспонаты, не участвуя ни в каких играх. Интерактив в Историческом музее рассчитан в основном на школьников. Но это лишь в какой-то степени дает возможность в чисто визуальной и игровой манере рассказать об очень несложных процессах, приблизить детей к истории, мотивировать их начальный интерес. Скажем, к быту, одежде, оружию, которым пользовались наши предки. Интерактив дает возможность даже потрогать, подержать в руках очень хорошую копию экспоната. Вот пример: музей разработал интересную программу по археологии для слепых и слабовидящих детей "Прочти историю руками", которая включает в себя знакомство с историческими артефактами с помощью точных копий предметов, раскопки в археологической песочнице.

    - Алексей Константинович, вы согласны с тем, что музей, как и архив - это доктор исторической памяти, а артефакт расскажет о резонансном событии прошлого гораздо правдивее, чем политизированное слово?

    Алексей Левыкин: Абсолютно. "Больные" и "болезненные" моменты в понимании тех или иных событий в истории, действительно есть. Посмотрите СМИ: участники политических шоу с пеной у рта спорят о прошлом, чаще всего основывая свои суждения на научно-популярных изданиях или других непроверенных источниках. Но чтобы лечить больную историческую память, прежде всего хорошо бы знать факты. Не придумывать свои "родословные" с помощью публицистов и журналистов, как это часто делают наши соседи по государственной границе, а послушать научную дискуссию специалистов, которые знают историю в ее нюансах.

    - Вы готовы участвовать в этом врачевании? Скажем, просветить посетителей по теме "Россия и Крым"?

    Алексей Левыкин: И не только по этой теме. К слову, Высочайший Манифест, подписанный императрицей Екатериной II о присоединении Крыма к России, хранится у нас. Но когда мы говорим о полуострове, мы почему-то имеем в виду события, которые происходили в 18-19 веке. А в Историческом музее хранится, к примеру, единственное прижизненное изображение основателя Руси князя Владимира, который крестился в Херсонесе. Политика русских царей во многом строилась на том, чтобы сберечь свои границы от постоянных набегов крымских ханов. История Крыма в музее представлена и уникальными археологическими комплексами Золотой Орды. Целые разделы экспозиций посвящены Александру Суворову и Федору Ушакову.

    К слову, своим появлением Исторический музей обязан Всероссийской Политехнической выставке 1872 года. Инициаторами создания музея выступили организаторы ее Севастопольского отдела, посвященного героической обороне Севастополя во время Крымской войны, а также исследованиям Херсонеса. У нас хранятся первые фото, где война представлена не на гравюрах или батальных живописных картинах: вы можете видеть реальных людей, реальные сражения. Бережно храним мы и такие реликвии, как шинель адмирала В.А. Корнилова со следами крови, личные вещи адмирала П.С. Нахимова.

    - Экспозиция Исторического музея официально заканчивается царствованием Александра III. Есть в планах музея "продлить" историю?

    Алексей Левыкин: То, что экспозиция заканчивается концом 19 века, связано исключительно с нехваткой экспозиционных площадей. Мы считаем, что "точку" нужно ставить хотя бы в конце двадцатого века. Для этого у нас есть всё: и материальные памятники, и документы, связанные с Великой Отечественной войной, периодами репрессий, "оттепели" и застоя. Не хватает только места. Поэтому мы вынуждены представлять эту недавнюю историю на временных выставках. Не так давно была очень интересная выставка - "Миф о любимом вожде". Сейчас готовится проект, который будет открыт к 100-летию Великой Октябрьской революции.

    - Есть какие-то, условно говоря, правила, как современность переводится в ранг истории, как вещь из привычного обихода становится экспонатом Исторического музея?

    Алексей Левыкин: Нет никаких конкретных инструкций. Только чутье сотрудников. В 2014 году, когда наша страна проводила Олимпийские игры в Сочи, уже шло комплектование будущей экспозиции. В фонды музея вошла олимпийская форма, знаменитый факел, которым переносился огонь. Закончилось событие и тут же стало частью истории.

    Впрочем, так было и раньше. Как только началась Первая мировая война, в Историческом музее был создан отдел современной войны. Началась Великая Отечественная, и уже в октябре 1941 года открылась первая выставка, ей посвященная. Там были представлены пробитые пулями партийные билеты, офицерские книжки, фотографии первых героев и описание их подвигов. Закончилось первое победное сражение под Москвой, в район боев выехали наши специалисты для сбора материала для следующей выставки - "Разгром немецко-фашистских войск на подступах к Москве", которая открылась 1 мая 1942 г.

    Личные вещи и портреты великокняжеской четы можно было увидеть в ГИМ, посетив экспозицию "Москва - Святая земля Великого Князя Сергея Александровича и Великой княгини Елизаветы Федоровны".Фото: РИА Новости

    - При таком приближении историка к событию, тем более великому, как не стать сотворцом мифа?

    - Алексей Левыкин: Мы никогда не уйдем от исторических мифов. Они появляются внезапно, а для разоблачения или подтверждения того или иного мифа нужен временной зазор. Вот вам пример. Понадобилось почти два столетия, чтобы скорректировать миф о том, что план войны с Наполеоном 1812 года был рожден исключительно гением Михаила Илларионовича Кутузова. Он возник не в советское время, а в 19 веке. Одновременно было почти забыто имя выдающегося русского военачальника, полного кавалера Георгиевского креста, военного министра Барклая де Толли. Его авторству и принадлежит план будущей войны с Наполеоном, который был разработан еще в апреле 1812 года.

    - То есть уже тогда планировали сдать Москву?

    Алексей Левыкин: Нет, план предусматривал максимальное сохранение вооруженных сил, максимальное затягивание противника на свою территорию, а потом нанесение ему смертельного поражения. И он был гениально выполнен. Но для того, чтобы представить, как события разворачивались, как работала русская разведка, сколько лет понадобилось!

    - Музей Ленина стал частью Исторического музея. Востребована ли сейчас история революции и вождя? Где можно посмотреть пальто Ленина, простреленное Каплан?

    Алексей Левыкин: Я начинал свою музейную карьеру в Центральном музее Ленина, лектором-экскурсоводом. Это был очень интересный музей, недаром многие из повзрослевших детей советского времени и сегодня вспоминают ленинский огромный чайник, простреленное пальто, знаменитый саквояж, с которым вождь приехал в Россию в опломбированном вагоне. Мое личное мнение: закрытие музея в начале 90-х - серьезная ошибка. Правильным ходом было бы тогда то, что предлагал мой отец Константин Левыкин, тогдашний директор Государственного Исторического музея: передать музей Ленина ГИМу. Это произошло, но в более позднее время, когда ленинская экспозиция была потеряна. К счастью, сама коллекция сохранена и активно используется в наших выставках. Как только нам удастся расширить экспозиционные площади, мы начнем восстанавливать музей Ленина в разделе истории ХХ века.

    Мундир маршала Ивана Конева, представленный на временной выставке ГИМ "День Победы" Фото: Аркадий Колыбалов

    - Как вам кажется, почему личности советских вождей сегодня так интересуют ученых и любителей истории?

    Алексей Левыкин: Наверное, для того, чтобы понять феномен Владимира Ульянова, кем он был - дьяволом или гением, надо понять эпоху. Согласитесь, ни один герой, ни одна политическая организация, тем более такая, какой была партия большевиков (не самая мощная, не самая авторитетная) не в состоянии были перевернуть Россию. Империю погубили совершенно иные процессы. И в ее разрушении в феврале 1917 года участвовало множество политических сил, включая консерваторов, либералов, социал-демократов, просто людей, которые были чем-то недовольны. Этот импульс недовольства недооценила власть. И во вовремя не пошла на реформы, которые давно были задуманы и необходимы.

    А Ленин оказался очень удачливым и неглупым политиком, которому удалось оседлать эту ситуацию и создать государство на энергии недовольных масс, которое оказалось во многом прогрессивным. Россия, которая вошла в 1917 год тотально необразованной страной, к концу 30-х имела мощную экономику и науку, которые позволили ей решить впоследствии глобальные проблемы, связанные с созданием ядерного оружия и с прорывом в космос. Другое дело, это государство, зажатое в тиски одной идеологии, переросло в тиранию и деспотию. Достижения страны были бы еще гораздо большими, если бы не репрессивный режим.

    - На днях в "Фейсбуке" один из известных историков и радиоведущих выложил документ НКВД, где с математической точностью и в таблицах подсчитано количество репрессированных за советский период. Кстати, еще одна тема для споров, как вы говорите, с пеной у рта… Названа цифра - более 600 тысяч за 1938-1953 годы.

    Алексей Левыкин: Это, может быть, и настоящий архивный документ, но главное, чтобы он не был вырван из контента. Думаю, что сейчас будут периодически появляться все новые документы с разными цифрами. Но ответ на волнующий всех вопрос будет дан только тогда, когда все эти разрозненные локальные документы, возможно, и правдивые, соединят и научно проанализируют.

    Ключевой вопрос

    - Я посмотрела ваш выставочный план на 2016 год: новые экспозиции чуть ли не каждый месяц. Совсем скоро открытие выставки "Королевские игры" про западноевропейское оружие и доспехи. Эта тема не слишком уж для узкого круга ценителей? Люди придут?

    Алексей Левыкин: Было бы странно устраивать выставки в Историческом музее для узкого круга ценителей, скажем, исторического оружия или декоративно-прикладного искусства. Коллекция демонстрируется впервые. Это в прямом смысле слова трофеи нашей страны в войне с Германией. Оружие и рыцарские доспехи 16-17 столетий попали в Исторический музей в 1946 году из берлинского Цейхгауза, как объекты компенсаторной реституции после окончания Второй мировой войны. Думаю, что выставка будет интересна многим, поскольку она уникальна: экспонаты до сих пор хранились в фонде оружия и никогда не выставлялись. Да и сама тема королевских игр привлекательна. Ведь речь идет о романтической эпохе рыцарства и знаменитых рыцарских турниров с их сложными и красивыми правилами, об уникальных доспехах, которые представляют собой не только средства защиты во время боев, но и настоящее произведение искусства. К слову, по доспехам можно судить и о моде эпохи Ренессанса, и о нравах того времени. Рыцарская тематика всегда выигрышна для музея.

    Я добавлю, что совсем недавно получил письмо от заведующего отделом оружия знаменитого Метрополитен-музея, который пишет, что если будет возможность, обязательно приедет в Москву посмотреть коллекцию.

    Поделиться