- Фу, как грубо, - сказал Остап Ибрагимович. Он был известный прохиндей (то есть "идейный борец за дензнаки") и понимал: в приличном месте написали бы деликатно не "штаны", а "брюки".
Суть от перемены слов не изменилась бы, граждане остались бы без брюк, как без штанов, - зато все счастливы: такая обходительность! Какие штаны, зачем штаны, кому штаны - да не нужны они вовсе. Граждане, если хотите знать, могут на радостях купить... Ну хотя бы шляпу. Тоже ведь по-своему изысканно: да, без штанов, но в шляпе.
Работать с гражданами нужно. Тепленькими брать. Подсказывать, на что зарплаты тратить. Сэкономил на брюках? И шляпа не нужна? Тогда пойди и уплати за долги коммунальные.
Мироустройство держится на чем? На денежном круговороте в головах. Из одной трубы затекает (в виде зарплаты и прочих доходов), из другой вытекает (покупки и прочие траты). Что деньги - пустышки. Но тот, кто вправит гражданам счастливые мозги, кто у денежного краника, - того и тапки.
Недавно очень кстати в Интернете всплыла брошюра д-ра А.Г. Кагана: "Как молодежь расходует и как надо расходовать получку". Неужто не читали? Ой. Издательство "Прибой", 1928 год. В те дни, когда писался этот труд, время летело вперед паровозом - и форумы в Сети наконец оценили: впереди паровоза бежал д-р Каган. Добежал до наших дней. И дальше побежит.
* * *
Сейчас вот кризис ходит по миру с сумой. Социологи стращают ростом недовольных зарплатами. Как сосчитал ВЦИОМ, больше половины россиян не собирается работать лучше, пока платить не будут больше: глазом, мол, не успеют моргнуть - зарплаты улетели. А может, транжирят на всякие глупости?
Брошюра о растраченных получках в конце 1920-х появилась тоже неспроста. Многие тогда ломали копья. "Комсомолка" напечатала призыв: "В каком уставе записано, что комсомолка не может явиться в крепдешиновом платье?" Журнал "Смена" в ответ бил по любительницам модных блузок: "Лишь развращенные буржуазки ласкают свою кожу прикосновением шелка".
Вопросы-то серьезны до чесотки. Что молодежь покупает, то у нее и в головах. А от того, что в головах, в конце концов зависят все дела государственной важности.
Д-р Каган подошел к делу научно, оперся в своей работе на опрос молодежи. Конечно, он не знал ни "мерчандайзинга", ни "дауншифтинга", не слышал даже о шестом "айфоне" - но. Но как волнуются его читатели в сегодняшнем ЖЖ - цитирую:
-...Эдакое раздвоение сознания, когда читаешь подобные тексты. Язык-то практически не изменился, поэтому ощущение, будто вещает современник.
- ...Только заменить устаревшие термины "коллектив", "общество", "баня" и проч. на современные "команда", "социальная сеть", "СПА" и т.п.
Да, автор понимал: рабочих отвлекают декольте. И "шелковые чулочки" - явно навязчивый кошмар для д-ра Кагана. Цитирую со всей буквальной прямотой: "Расход на шелковые чулки отчасти родственен другому расходу, расходу на косметику". Думаете, шуточки? "Косметика - первая ступень вниз: вслед за ней, чаще - рядом, идут "флирт", вечерушки, ранняя половая жизнь, неразбериха в личном быту вообще и плавный, но прогрессирующий отход от всякой общественной жизни".
* * *
Слова в брошюре чисты, как слеза комсомолки, - читая, помешивайте их веточкой жимолости.
К полезным для граждан относятся расходы: на жилище, питание, белье, парикмахерскую и баню, газеты, журналы, книги, театр. К откровенно вредным - вечеринки, курение, алкоголь.
Между полезными и вредными, как мостик, - расходы сомнительные: "сладости" и "кинушничество". Любая паникерша, озабоченная своими калориями, скажет нынче д-ру Кагану спасибо. Каждый борец с засильем киноширпотреба подпишется: "Значительная часть картин по своему содержанию не всегда отвечает воспитательным задачам молодняка".
Тут мы подходим к самому важному: "Молодой рабочий пьянствует. Можно ли шельмовать за слова, что это его "личное дело"? - "Есть и трачу..." Но ведь рассуждать так может только мещанин, оберегающий личную скорлупу и стремящийся в своей комнатушке отграничиться от общественного контроля и воздействия".
К чему тут над получкой всплыл "общественный контроль"? Да, автор рассуждает в духе пролетарского моралите. Исходит из реалий времени - когда каждая смена белья на счету. Автор даже соглашается: нельзя навязывать "штампованные рецепты", как кому расходовать. Все люди разные, и вкусы, взгляды и зарплаты - разные. Просто им нужна "гигиеническая и культурная ycтановка". По-современному - услуги маркетолога. Ну а "общественный контроль" - чтоб покупали и не сомневались.
Казалось бы, д-р Каган решал задачу идеологическую - ан нет, не только. Не знаю, чем, но он же уловил экономический закон иных времен - теперешних.
* * *
...Никак не дочитаю труд д-ра Кагана.
Звонят уже из двадцатого банка: предлагают кредиты на диких условиях - медовыми голосами. Телефон трещит от страховых посулов - знают в деталях, что мне надо страховать. Всё знают про любого! По слитым базам данных, по интернет-сетям, со спутников следят и знают, кому что впарить.
Звонят ассоциации заслуженных врачей: у вас в позвоночнике хрустнуло. Пытает телесоциолог, соблазняет липовыми скидками супермаркет. Кого-то заломал коллектор (ореховские, солнцевские, тамбовские и проч.), с ним никто не управится - как без коллектора прокормятся все банки, что норовят всучить свои кредиты?
Ага, вот и д-р Каган: волнуется о должниках, советует идти с заначками в сберкассу. Мечтает про "кредит на мебель и мануфактуру". Хоть и без процентов, но - все равно на крючке.
"Общественный контроль"? Да вот же. Моргают "викиликсы": целый мир со всеми получками теперь под колпаком тотально. Всем светит эра правильного счастья: свободу подконтрольности, пришпиленности и отрегулированности. Что пролетарские товарищи: такой контроль им только снился.
Как говорил один умный поэт, "обещано счастье в конце третьей серии, и нас не смущает, что фильм двухсерийный".
* * *
Остап Ибрагимович знал четыреста сравнительно честных способов отъема (или же увода) денег. Товарища бы Бендера да в наше время. Вот он, его масштаб, глобальный. Весь мир как магазин - и каждый может в нем купить свои двенадцать стульев. Правда, стулья теперь виртуальные.
И никому нет дела: на двери в реальность так и болтается записка (в ней теперь метафизические смыслы) - "Штанов нет".