Одним из самых главных вернисажей летнего сезона, бесспорно, станет монографическая выставка Леона Бакста, приуроченная к 150-летию со дня его рождения. Более 250 произведений живописи, оригинальной и печатной графики, фотографии, архивные документы, редкие книги, а также сценические костюмы и эскизы для тканей будут собраны в одном месте впервые. Вернисаж выставки пройдет 7 июня.
Лев Самойлович Бакст, а на Западе более известный как Леон Бакст, знаменит, прежде всего, своими впечатляющими проектами для "Русских сезонов" Сергея Дягилева в Париже и Лондоне. Его необычные декорации и костюмы обеспечили успех легендарным балетам "Клеопатра", "Шехеразада", "Синий бог" и "Спящая принцесса". Бакст был для своего времени новатором: балет, оперу, драму он рассматривал как синтез искусств. Кроме Дягилева, он также сотрудничал с известными импресарио, художниками, музыкантами, танцовщиками и писателями, среди которых были: Вацлав Нижинский, Игорь Стравинский, Александр Бенуа, Клод Дебюсси, Ида Рубинштейн, Айседора Дункан. Он свободно чувствовал себя во всех видах искусства и прославился не только как театральный художник, но и как живописец, портретист, мастер книжной и журнальной иллюстрации, дизайнер интерьеров, создатель высокой моды 1910-х годов. Он разрабатывал дизайн украшений, сумок, париков и других модных аксессуаров, писал статьи о современном искусстве, дизайне и танце, читал лекции в России, Европе и Америке о моде, написал полный интригующих подробностей автобиографический роман, увлекался фотографией, а в конце жизни заинтересовался кино. Интеллигент, мастер, знаток.
Чтобы создать эту выставку, понадобились силы авторитетных мировых музеев - Центра Помпиду, Музея современного искусства Страсбурга, Лондонского Музея Виктории и Альберта, российских Русского музея, Третьяковской галереи, Литературного музея и многочисленных частных собраний.
В экспозиции будут представлены известные станковые произведения: "Портрет Сергея Дягилева с няней" (1906), "Автопортрет" (1893), "Ужин" (1902), портреты Дмитрия Философова (1897), Андрея Белого (1906) и Зинаиды Гиппиус (1906), эскизы костюмов для Иды Рубинштейн в партии Саломеи для "Танца семи покрывал" (1908).
Музей Академии русского балета имени А.Я. Вагановой покажет знаменитый костюм Вацлава Нижинского в партии Призрака розы. Известный российский историк моды Александр Васильев представит более 10 экспонатов из своей коллекции: модные платья и театральные костюмы 1910-1920-х годов к балетам "Тамара", "Шехеразада", "Спящая принцесса".
Центр фотографии имени братьев Люмьер 2 июня откроет выставку "Малкович, Малкович, Малкович: Оммаж мастерам фотографии". Этот проект - результат сотрудничества чикагского фотографа Сандро Миллера и знаменитого актера Джона Малковича. Эти снимки уже видели в Европе и США. Очередь дошла до России. Чикагский фотограф Сандро Миллер давно обдумывал проект, в котором он как-то отблагодарит великих фотографов мира сего, повлиявших на его творчество. Для Миллера это 40 известных работ: легендарные "Близнецы" Дианы Арбус, "Пчеловод" Ричарда Аведона, портрет Трумана Капоте Ирвинга Пенна, фотография матери-мигрантки, сделанная Доротеей Ланж во время Великой Депрессии, один из последних портретов Мэрилин Монро Берта Стерна и снимок Джона Леннона и Йоко Оно, который был сделан Анни Лейбовиц для журнала Rolling Stones за несколько часов до убийства Леннона.
На снимках Джон Малкович примерил на себя образы с известных снимков - Мэрилин Монро, Мика Джаггера, Эрнеста Хемингуэйя, Сальвадора Дали, Альфреда Хичкока, Эрнеста Че Гевары, близняшек с известного снимка Дианы Арбус и многих других. Кстати, работа над серией снимков "Малкович, Малкович, Малкович" длилась почти 16 лет.
В рамках программы "Третьяковская галерея открывает свои запасники" 1 июня в музее откроется выставка "Тайны старых картин". Проект ответит на вопросы самых пытливых посетителей и позволит проникнуть в "святая святых" - закулисную жизнь музея. Что происходит по ночам в музее? Что нужно, чтобы произведение искусства оставалось в первозданном виде столетиями? Как пополняется коллекция музея? Что правда, а что красивая легенда в истории создания той или иной работы? На примере 17 полотен выставка расскажет о работе реставраторов, историков, архивистов и исследователей, без работы которых немыслимо существование музея, о том, как многолетний труд специалистов позволил картинам обрести своих законных авторов, разоблачить мистификации, обнаружить и объяснить неизвестные ранее шедевры под хрестоматийными изображениями.
Гости выставки узнают все подробности создания таких шедевров, как "Сцена из Варфоломеевской ночи" Карла Гуна, автопортрет Ореста Кипренского, автопортрет Ивана Клюна, "Портрет хористки" Константина Коровина, "Портрет мужчины в синем на фоне красной стены" Михаила Ларионова, "Портрет неизвестного в треуголке" Федора Рокотова, "Неравный брак" Василия Пукирева и других.
В Одностолпной палате Патриаршего дворца Московского Кремля 1 июня откроется выставка скульптора Василия Коноваленко "Во власти камня". Василий Коноваленко (1929-1989) - известный советский художник, скульптор, камнерез, ювелир. На выставке покажут произведения, хранящиеся в музее "Самоцветы" в Москве, в Гохране РФ, в Музее естественной истории города Денвера (штат Колорадо), а также в собрании семьи художника в Вене и Нью-Йорке и в частных коллекциях.
Коноваленко был единственным художником-прикладником, удостоившимся в советское время персональной экспозиции в одном из ведущих музеев страны. Его первая выставка прошла в 1973 году в Государственном Русском музее. Экспозиция стала сенсацией, а Гохран тут же приобрел часть коллекции как национальное достояние. Василия Коноваленко искусствоведы часто сравнивают с самим Карлом Фаберже: их роднит оригинальный замысел работ, легкость и виртуозность исполнения. "Надо понять камень, суметь показать его суть, и тогда он откроет людям свою необыкновенную красоту", - говорил Коноваленко.
Коноваленко работал художником Кировского (ныне Мариинского) театра, где вместе со знаменитым Симоном Вирсаладзе создавал декорации для оперных и балетных спектаклей. На работу с самоцветами его вдохновил балет Сергея Прокофьева "Каменный Цветок". Из камня он создавал исторических персонажей, народные типажи. Еще одна излюбленная тема - сельские жители за их нехитрыми занятиями, выразительный народный быт, который окружал его еще в детстве: Коноваленко вырос в маленькой деревушке.
От Коноваленко требовали создавать ценности для бюрократической верхушки, сильно политизированные скульптурные портреты Брежнева, Ленина. Все это вынудило его эмигрировать в США в 1981 году. В Штатах он стал очень популярен, проводил персональные выставки. С тех пор его произведения хранятся в музеях и частных собраниях Нью-Йорка, Лос-Анжелеса и в крупнейшем в США Музее природы и науки Денвера (штат Колорадо).
Посетители увидят 100 скульптур, а также детали незавершенных проектов, к примеру, кепку и сапоги Ленина.
В Музее Москвы 10 июня откроется выставка "Столица мультфильмов". Проект приурочен к Году кино и 80-летию киностудии "Союзмультфильм". Проект, конечно, в первую очередь для детей. Но и взрослым здесь будет нескучно. Все-таки выставка посвящена любимым героям мультфильмов, которые можно пересматривать не один раз в любом возрасте.
Крупнейшая в СССР студия мультфильмов была создана 10 июня 1936 года. А в 1970-80-е "Союзмультфильм" по праву получил звание крупнейшей анимационной студии в Европе. За всю историю студия сняла почти 1500 мультфильмов. Выставка интерактивная - так что современным детям точно понравится. Вся история киностудии на выставке разделена на 6 хронологических блоков. Посетителям предложат пройти исторический путь развития отечественной анимации.
Экспозиция позволяет заглянуть "за кулисы" знакомых мультфильмов и своими глазами увидеть, как художники и аниматоры студии создавали "народных" персонажей. Из проекта можно узнать, что такое техника "эклер", или ротоскопирование, какими приемами пользуются современные аниматоры для создания мультгероев. Запланирована большая программа кинопоказов, в которой в том числе представят забытые анимационные легенды и документальные фильмы о главных художниках и режиссерах, превративших разные техники анимации в отдельный вид искусства.