В Москве появились "компактные" кафе и мороженое на тележках

Купить овощи, фрукты, хлеб, прохладительные напитки и другие продукты теперь можно не заходя в супермаркет. На прошлой неделе власти Москвы разрешили магазинам, которых в городе 20 тысяч, организовывать выносную торговлю прямо перед своими заведениями.

Торговля навынос

"Это - принципиально новое решение, - говорит глава городского департамента торговли и услуг Алексей Немерюк. - Речь о том, чтобы в сезон, когда на какие-то товары наблюдается повышенный спрос, их можно было приобрести не заходя внутрь магазина. Например, летом - овощи, фрукты, мороженое, хлеб, прохладительные напитки, цветы. Осенью - дыни и арбузы. Зимой, в преддверии новогодних праздников, - елки и украшения для них. Мы стараемся сделать удобным поход в магазины для покупателей, потому что далеко не каждый готов за одной бутылкой воды заходить в супермаркет и стоять там в очереди к кассе".

Продавать товары магазинам разрешили на лотках, развалах, в шале. При этом владельцы бизнеса должны соблюдать некоторые нормы и правила, разработанные и утвержденные для нестационарной торговли. Скажем, на улице можно продавать только тот ассортимент товаров, который есть и в самом магазине. Нельзя выставлять временные лотки дальше, чем за 5 метров от входа в магазин. Даже если рядом есть остановка общественного транспорта, а из числа пассажиров, ожидающих свой автобус или троллейбус, всегда найдутся покупатели, разместить там временный развал с картошкой и капустой никто не даст. 10-метровая зона вокруг остановок неприкосновенна для торговли. Как и 25-метровая - вокруг входов в метро. Нельзя выставить тележку с мороженым и на городских парковках.

Один стандарт на всю Москву

Ближе к людям становятся и летние кафе. Всего в городе их открылось 2000. Едва ли не каждый ресторан обзавелся уличной площадкой. Оно и понятно - без веранды летом можно растерять всех клиентов, поясняет глава Федерации рестораторов и отельеров Игорь Бухаров.

"Если у ресторана нет летней площадки, он несет большие убытки. Даже персонал приходится увольнять, потому что не хотят посетители в теплую погоду сидеть внутри помещений. За зиму насиделись. Лето у нас и так маленькое, хочется воздухом подышать", - говорит он.

С этого года расширил свое действие и единый стандарт оформления летних кафе - теперь он работает в пределах МКАД, а не ТТК, как прошлым летом. По этому стандарту, если веранду планируется расположить на газоне или открытом грунте, то нужно сначала устроить настил, а расстояние от основного помещения кафе может достигать 5 метров. Летние кафе нельзя открывать на крышах жилых домов, автостоянках и ближе чем в 25 метрах от подземных переходов метро. На летних верандах возможны ограждения высотой до 90 см, а также "маркизы" или зонтики. А вот использование садовой мебели запрещено.

В тесноте, но на воздухе

А еще Москомархитектура с этого лета официально утвердила такой формат устройства летних веранд, как "компактные" кафе. Владельцы ресторанов давно просили разрешить им приспосабливать под сидячие и стоячие места для отдыха оконные ниши и другие архитектурные элементы зданий.

"У большого количества заведений общепита нет возможности организовать полноценную летнюю веранду, - поясняет Игорь Бухаров. - Если тротуар перед зданием 2-3 метра, где же там столики и стулья поставишь? А пешеходам где ходить?" Таких кафе особенно много в районе Бульварного кольца и переулках, примыкающих к Тверской. Там узкие тротуары. Для этих случаев и разработаны четыре типа нестандартных кафе. Можно, к примеру, устанавливать высокие столики вдоль зданий, где расположены кафе и рестораны. За этими столиками посетители смогут перекусить стоя. Также можно поставить скамейки, которые не будут мешать прохожим, а рядом с ними - маленькие столики. Третий вариант - использовать в качестве стула широкий подоконник, который расположен не выше 60 см от уровня земли. Когда есть возможность, разрешается сделать настил через открытые окна-витрины на улицу в виде подиума.

Мороженое на колесах

Повезет этим летом и сладкоежкам. Мороженое к ним будет подъезжать на специализированных тележках. Конкурс на право торговли с них разыграют в июне. Всего на аукцион выставляются 138 тележек, 63 из которых будут колесить по центру, остальные - по другим округам. Тележка с мороженым - это, по сути, холодильник на колесах с тентом. Колеса пневматические, есть тормоз. Тележку можно перевозить с места на место за специальную ручку. Предприниматели будут торговаться за право использовать тележку под торговлю в течение 5 лет. Само оборудование город им передаст бесплатно, нужно будет ежемесячно платить лишь арендную плату. Ее размер и определится в процессе аукциона. В качестве эксперимента в прошлом году департамент торговли и услуг уже организовывал мобильную торговлю мороженым. Тележки с ним ездили по Бульварному кольцу и пользовались успехом. Удобно - сидишь на лавочке, а тут мороженое подъезжает.

Кстати

Летних кафе в Москве в этом году открылось на четверть больше, чем в прошлом году, несмотря на кризис. А если сравнивать с 2010 годом, то мест, где можно перекусить и выпить чашку кофе на улице, в мегаполисе прибавилось на 50%.