Сергей Михайлович, какой отпечаток на работу Законодательного собрания наложили предстоящие выборы?
Сергей Бебенин: Конечно, это дополнительные хлопоты, дополнительные расходы и организационные трудности. Но мы сами призываем: только избиратель должен определять, кто будет работать во власти на муниципальном, региональном, федеральном уровне. И это единственный способ сделать так, чтобы во власть приходили профессионалы, желающие действовать и получившие доверие людей, с которыми они живут рядом.
В выборный год всегда возникает определенное обострение, начинает преобладать популизм. И в нашем парламенте это есть. Делаются громкие заявления, но разумные люди понимают, что все обещания нельзя реализовать по многим причинам: это и размер бюджета, и политическое устройство, и федеральное законодательство, которое мы не имеем права нарушать. К тому же мало кто способен пройти весь путь до конца: изложить законопроект на бумаге, защитить у экспертов, пройти через фильтры постоянных парламентских комиссий.
Какие задачи ЗакС решает в конце этой весенней сессии - по сути, последней для нынешнего созыва?
Сергей Бебенин: Недавно прошла первая корректировка бюджета. В начале года у нас были определенные опасения, но уже пятый месяц доходы региона соответствуют прогнозам и даже имеют небольшой плюс, поэтому мы смогли сделать кое-какие дополнительные коррективы в части увеличения социальной помощи гражданам. В июне будем рассматривать поправки, которые предусматривают дополнительные средства для дорожного фонда. При этом губернатор Ленинградской области Александр Дрозденко уже поддержал предложение муниципалов дать им возможность самостоятельно распорядиться средствами, которые получает район из дорожного фонда. В Бокситогорском районе, к примеру, муниципальные депутаты решили всю сумму потратить на ремонт дорог в одном населенном пункте - городе Пикалево. Чтобы привести там в порядок сразу все, а не размазывать деньги "тонким слоем".
Наиболее острая дискуссия сейчас идет по вопросам изменения структуры Законодательного собрания: сокращения числа депутатов, работающих на постоянной основе (с выплатой заработной платы. - Прим. ред.), количества постоянных комиссий, обеспечения полномочий партийных фракций. В новой структуре предусмотрены должности председателя и двух заместителей, а не как сейчас - пять вице-спикеров, в том числе четыре представителя от каждой фракции. Число постоянных комиссий сокращается с 13 до 11, с председателем и замом в каждой на постоянной основе. Должности руководителей фракций останутся только политическими, расходы на них новый законопроект не предусматривает.
Как депутаты относятся к данной инициативе?
Сергей Бебенин: Хочу подчеркнуть, что этот закон не несет никакой политической окраски. Я просто хочу, чтобы деньги люди получали за работу. А руководители предприятий, которые есть среди депутатов нынешнего парламента, говорят, что им даже более удобно работать на своих должностях как специалистам и участвовать в обсуждении законопроектов и принятии решений как депутатам. Кстати, 90 процентов региональных парламентов работают именно так.
Эти изменения не коснутся работы нынешнего созыва. А в каком количестве мы сюда придем в следующий раз в составе политических организаций, зависит только от нашей деятельности.
Вы всегда сетуете на дисциплину, но сейчас выступаете за общественный характер работы депутатов. Не приведут ли такие изменения к еще большему снижению ответственности?
Сергей Бебенин: Не может ответственность зависеть от зарплаты. В месяц проходит одно-два заседания постоянной комиссии и одно заседание парламента. Три раза за 30 дней - не самая большая нагрузка. Поэтому я считаю, что в Законодательном собрании должно сложиться ядро, работающее на постоянной основе, и депутаты, которые живут на территории, работают на местах и ищут здравый смысл в любом нашем предложении.
Когда мы пытаемся ставить народных избранников в рамки дисциплины административными методами, это не работает. Недавно президент РФ подписал федеральный закон о депутатской деятельности, и сразу же наш коллега внес соответствующий региональный законопроект, который устанавливает ответственность в том числе за пропуски. Но ведь если начинать разбираться, у каждого найдется уважительная причина: больничный, справка с работы.
Когда будет обнародована предвыборная программа партии и какой будет ее региональная компонента?
Сергей Бебенин: Федеральная программа готовится, секретарь Генерального совета партии Сергей Неверов уже сказал, что в ближайшее время будет собрана рабочая группа под председательством лидера партии. Это будет единый структурный документ, в который мы сами добавим то, что считаем необходимым для региона.
Задача депутатов - быть мозговым центром развития территории, от которой тебя избрали. Вот работают предприятия - посмотри, что можно для них сделать: снизить плату за землю, другие преференции дать. Они будут развиваться, и налоговая база региона будет расти. Если мы выделяем средства малому и среднему бизнесу, мы видим от них отдачу, определенный рост? Или мы деньги просто кидаем как в топку, и на выходе ноль? Вот в Лодейнопольском и Подпорожском районах фермеры получили 22 гранта - и объемы производства сразу подскочили. У них теперь поголовья больше, чем в советское время были в совхозах, - по 800-900 голов.
У Ленинградской области репутация региона с очень прогрессивным законодательством. Закон "Социальные объекты в обмен на налоги" стал примером для всех субъектов РФ. Какие еще инициативы можно отметить?
Сергей Бебенин: Значительная часть нашей работы была направлена на то, чтобы муниципальная власть стала реальной властью. Для этого увеличивается финансирование через различные виды субсидий, субвенций, а кроме того, пересмотр полномочий. Нужно забрать у муниципалов то, что они тащить сегодня не могут, и дать возможность работать с тем, с чем они справляются. Прекрасно оправдал себя принятый областным парламентом закон о старостах, это было такое новаторство, а сейчас вся Россия начинает его применять. Но мы пошли дальше и решили распространить эту практику на административные центры: люди будут контролировать сами себя и решать вопросы развития своих территорий.
Много предложений в области сельского хозяйства - это федеральная повестка, но все, что от нас зависит, мы сделали. Стабильное финансирование агропромышленного сектора в регионе уже приносит ощутимые результаты: помимо сохранения на протяжении многих лет лидерства в производстве молока, яиц и мяса птицы, мы вышли на первое место в производстве цветов, второе - по выращиванию грибов, в первой десятке по рыбе, появились сыры, переработка молока, птицеводство - перепела, индюки... Об этом мало кто задумывается, но продукты идут на столы жителей Ленинградской области. И теперь к нам ездят посмотреть, как мы добиваемся таких результатов.
Какие изменения необходимы региону на уровне федерального законодательства?
Сергей Бебенин: Уже много лет, с 2007 года, мы пытаемся внести изменения в 44-ФЗ. Действующее законодательство позволяет приходить в то же строительство недобросовестным людям. Яркий пример - поселок Вознесенье в Подпорожском районе, где организация выиграла конкурс на строительство четырех домов и школы - и завалила все. Предполагалось, что школа 1 сентября уже откроется, а там готовность не более 50 процентов. Но подрядчик не отказывается от контракта, и закон на его стороне, хотя работы фактически не ведутся с ноября прошлого года. Как людям это объяснять?
Сейчас прошел первое чтение закон об изъятии неиспользуемых сельхозземель. Но мы много лет говорили о том, что необходимо придумать какой-то инструмент, чтобы исполнительная власть могла отдать эту землю тем, кто хочет на ней работать, чтобы вовлечь ее в оборот, увеличив тем самым и показатели производства.
На днях говорили с депутатами Госдумы о необходимости разрешить регионам софинансирование работы полиции. В свое время это делать запретили, так как работа органов внутренних дел обеспечивается на федеральном уровне. А теперь еще говорят, что если вернуть такие полномочия субъектам, то обидятся дотационные регионы, у которых нет подобной финансовой возможности...
Но очень много таких вопросов, которые мы успешно решаем. Заинтересованная работа депутатского корпуса приводит к определенным результатам. Капля камень точит, появились новые инструменты. К примеру, работает Совет законодателей, получивший возможность представлять законопроекты напрямую в Госдуму, получать заключения и помощь в доработке. И несколько предложений Ленобласти в настоящее время уже проходят первое чтение.
Что бы вы, как человек опытный, хотели привнести в работу Законодательного собрания шестого созыва?
Сергей Бебенин: Люди все разные, потенциал у всех разный. Но если говорить об отношении к делу, то это показатель, по которому можно оценивать полезность депутата в рамках регионального парламента.
Надо обращаться к избирателям, чтобы оценка твоей деятельности постоянно росла, надо людям доказывать, что ты способен этим заниматься. Нельзя подобрать идеальную структуру власти в обществе, которое само по себе имеет недостатки. Поэтому надо просто сосредоточиться на том, что для нас главное - развиваться, расти всеми возможными способами и справедливо, эффективно использовать бюджет.