Завлабораторией композиционных материалов и покрытий Южного федерального университета Эдуард Сухоленцев может похвастать несколькими изобретениями. Среди них специальное покрытие с оптической плотностью на 20 процентов меньше, чем у стекла. Если нанести его на фары, свет будет ярче. Еще одно возможное применение новой разработки - оптико-волоконная связь. А, например, для авиационной промышленности ученый разработал высокотехнологические шарнирные подшипники. Вокруг этих ноу-хау уже вьются иностранцы.
- Покрытием для оптики заинтересовались корейцы. А технологию изготовления шарнирных подшипников они даже пытались украсть. Правда, у них ничего из этого не получилось. Произведенные в Корее подшипники оказались недостаточно надежными, - рассказывает Эдуард Сухоленцев.
Российская промышленность тоже вроде бы заинтересовалась перспективными разработками. К изобретателю приезжала делегация из Москвы, был выбран завод в Томске, на котором планировалось наладить выпуск новых подшипников. Но планы, увы, так и остались планами. После переговоров прошло несколько месяцев, а налаживать производство никто не спешит. Попытки самостоятельно выйти на авиастроительные предприятия тоже пока результатов не дали.
Ростовчанин Дмитрий Щеглов пытается продвинуть проект Sooshka, который позволил бы использовать на практике инновационные идеи, разрабатываемые для автопрома отечественными изобретателями. Суть задумки такова: создать макет автомобиля будущего в натуральную величину с современным экспериментальным дизайном и напичкать его новейшими разработками, чтобы показать, в каком направлении может развиваться отрасль. Модель можно было бы не только увидеть на экране компьютера, но и буквально пощупать. Более того, ее можно выставлять на автосалонах и одновременно продвигать российские ноу-хау. Уменьшенный макет-основа демонстрационного суперавтомобиля уже готов. Теоретически он мог бы стать экспериментальной площадкой в том числе и для практических работ студентов технических вузов.
Кстати, в этой сфере почти нет конкуренции. По словам энтузиаста, во всем мире только одна фирма занимается подобной деятельностью и неплохо зарабатывает. Информация об изобретениях в автопроме производит на международных автовыставках не меньший фурор, чем долгожданные новинки от лидеров авторынка.
Как отмечают эксперты, главная проблема инноваторов - высокая стоимость внедрения новых разработок. Зачастую самому изобретателю приходится искать средства на практическую реализацию своей идеи. Но для этого у разработчика должна быть коммерческая жилка, а таких уникумов немного. Кроме того, даже успешному коммерсанту не всегда хватит сил и средств для запуска крупного производства.
- Многие инновационные разработки носят теоретический характер. Изобретатель получает патент на некое устройство, но, чтобы создать его, нужен новый завод и миллионные, а порой и миллиардные инвестиции. Это много времени и большие деньги. Часто изобретателям говорят напрямую: зачем финансировать вашу разработку, если проще и дешевле купить заграничный аналог? Даже если позже отечественное ноу-хау окажется качественнее и дешевле, бизнес не любит ждать. И тут без господдержки не обойтись, - убежден старший научный сотрудник Южного научного центра РАН Юрий Юрасов.
Длительный цикл окупаемости отпугивает частных инвесторов, бизнесмен пойдет на вложения, только если он увидит потребность в продукте и возможность быстрого получения прибыли. Так, например, в Ростовской области предприниматель, изучив спрос, запустил небольшой заводик по производству инверторных сварочных аппаратов. Но сама разработка была создана задолго до этого.
Еще одна проблема: не все изобретатели могут правильно подать свое выстраданное ноу-хау. Часто потенциальным инвесторам или заказчикам предлагается созданный "на коленке" недоработанный продукт. Между тем красивую "обертку" для инновационной "конфетки" должна создавать целая группа дизайнеров, технологов и других специалистов.
- Нужно изменить существующую систему так, чтобы не изобретатели искали возможность реализовать свои изобретения, а чтобы бизнесмены искали их. Надо стимулировать к этому производителей и коммерсантов. Знаете, как делают зарубежные компании? У них есть представители в России, которые специально отслеживают публикации об изобретениях, ездят по НИИ и пытаются всеми правдами и неправдами выудить информацию. Это выгоднее, чем содержать собственные НИИ и научные кадры, - говорит Юрий Юрасов.
Эдуард Сухоленцев, завлабораторией композиционных материалов и покрытий Южного федерального университета:
- Все говорят о недостатке финансирования. Действующие технопарки рассчитаны в основном на краткосрочные, недорогие и быстро окупающиеся технологии. Нет госпрограммы взаимодействия науки и промышленности, а частные инвесторы не заинтересованы вкладывать деньги в инновационные продукты. Многие предприятия живут не вчерашним даже, а позавчерашним днем. Чтобы изменить сложившуюся ситуацию, нужна общенациональная программа совершенствования и развития современных технологий. Как, например, программа "Здоровье" или "Доступное жилье".
Новочеркасские инноваторы разработали электроусилитель руля, который удалось запустить в производство. Его поставили на "Ладу-Калину", но вскоре выяснилось, что на электроусилителе западают датчики. Было принято решение заменить отечественную разработку импортным аналогом. Как оказалось, сам компонент был выполнен качественно, но в момент сборки могли возникнуть ошибки. Если бы было больше времени на доработку, исключавшую такие ошибки, возможно, весь наш автопром использовал бы сейчас новочеркасские электроусилители.