01.06.2016 19:26
    Поделиться

    Чего не хватает туристам на Урале

    Представители туристического бизнеса устали конкурировать за наиболее выигрышные рынки, самые привлекательные направления и востребованные маршруты. Ведь на самом деле работы всем хватит: чтобы удовлетворить весьма разнообразные интересы современного искушенного путешественника, понадобится не один десяток турфирм. И оказывается, сегодня им выгоднее и удобнее объединяться в ассоциации, чтобы знать, какой именно сегмент оказался неохваченным, какого сервиса не хватает туристам и как можно дополнить услуги друг друга.

    К аналогичному выводу пришли и власти регионов УрФО. Управлением туристической отраслью занимаются все, кому не лень: торгово-промышленные палаты, министерства спорта, культуры, экономики, инвестиций. Администрирование этого вида деятельности может решить многие задачи, начиная от увеличения турпотока и, соответственно, налоговых отчислений в местный бюджет и заканчивая внедрением новых образовательных программ и повышением узнаваемости областных брендов в масштабе страны.

    Урал окольцевали

    Практика управления туротраслью в Свердловской и Челябинской областях похожа: власти пошли по пути сопровождения приоритетных инвестиционных проектов, после разработки основных маршрутов отдав их на откуп бизнесу.

    - В 2014 году в министерстве культуры было создано управление туризма, в котором работают семь человек, - рассказывает Яна Комиссарова, первый заместитель министра культуры Челябинской области. - За год экспертный совет рассмотрел 50 инвестиционных туристических проектов, из которых выбрали 14 наиболее интересных и объединили их в кластер. В него входят несколько горнолыжных комплексов, Чебаркульская крепость, национальные парки Зюраткуль и Таганай, озеро Тургояк, Игнатьевская пещера, музей пельменей в Миассе и музей всемирно известного кинорежиссера Сергея Герасимова в селе Кундравы.

    Таким образом, на базе уже созданных спортивных и оздоровительных центров, задействовав потенциал природных, культурных и исторических достопримечательностей, сформировали туркластер, охвативший восемь муниципалитетов. На стадии разработки проект получил техническое название "Золотой пояс горного Урала", на федеральном уровне он был представлен как "Синегорье". Южноуральцы подали заявку на участие в федеральной целевой программе "Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации на 2011-2018 годы" и заняли пятое место, что позволило рассчитывать на федеральную поддержку. Проект "Синегорье" в целом оценили в 7 миллиардов рублей, из них один миллиард должен прийти из государственного бюджета, остальные - средства инвесторов.

    В Свердловской области двумя годами ранее сформировали маршрут "Самоцветное кольцо Урала", который также вошел в первую пятерку и получил федеральное финансирование.

    - Мы пошли по пути консолидации ресурсов в пределах транспортной доступности, закольцевав маршрут, проходящий на относительно небольшом расстоянии от Екатеринбурга (общая протяженность кольца - 635 километров, по уверениям экспертов, здесь расположено около 70 процентов достопримечательностей Свердловской области. - Прим. авт.), - поясняет Оксана Кучкасова, сотрудник министерства инвестиций и развития Свердловской области. - Как мы можем поддержать предпринимателей, участвующих в проекте? Для них предусмотрены льготные кредиты. Кроме того, в 2015 году регион получил 70 миллионов федеральных средств, в 2016 году - 210 миллионов, они пойдут на обустройство одной из точек притяжения - Тагильской лагуны.

    Власти пришли к неутешительному выводу: никакие достопримечательности Тюменской области за пределами регионального центраи Тобольска туристам неизвестны

    По словам специалиста, сегодня в рамках "Самоцветного кольца" уже действуют десять регулярных маршрутов. Турпоток по сравнению с 2013 годом увеличился на 30 процентов.

    Маршруты предложили дети

    Что касается Тюменской области, там провели исследование и пришли к неутешительному выводу, что никакие достопримечательности региона за пределами самой Тюмени и Тобольска туристам неизвестны. Между тем двух культурно-экскурсионных центров слишком мало для целого субъекта.

    - Мы решили спросить самих тюменцев, что они хотели бы увидеть и где побывать, и провели конкурс среди школьников. Мы не ожидали такой отдачи, такого живого участия, - признается Ольга Бурулдаева, начальник отдела развития туризма департамента инвестиционной политики и государственной поддержки предпринимательства Тюменской области. - В итоге получили 82 проекта: ребята разрабатывали новые маршруты, в том числе в сельской местности, придумывали оригинальные неповторимые сувениры, описывали, какими должны быть идеальные гостиницы и рестораны. Отмечу, работы получились настолько качественными и оригинальными, что некоторые проекты уже подхватили для воплощения туроператоры.

    Получилось, что разработкой приоритетных направлений занялись не чиновники, а сами жители области, причем те, от которых будет зависеть будущее региона. Это не удивительно, ведь опыт Тюменской области показателен именно в развитии детского туризма. На организацию познавательных туров для школьников местные фирмы получают региональные субсидии. При этом область ставит определенные условия: стоимость однодневного тура не должна превышать 700 рублей с ребенка, экскурсии должны затрагивать патриотическую тематику и проходить по территории не менее двух муниципальных образований (по словам Ольги Бурулдаевой, это как раз поможет расширить географию путешествий). Кроме того, чтобы получить субсидию, нужно свозить к местным достопримечательностям не менее 70 детей в месяц.

    Местный промысел

    - Мы долго обсуждали с местным управлением образования, как организовать для школьников однодневные путешествия, доступные по цене, но при этом не потерять в качестве и соблюсти все требования безопасности при перевозке детей, - рассказывает Илья Попов, замглавы администрации Невьянска по социальным вопросам. - В итоге нашли возможность тратить на детский туризм часть средств, заложенных в бюджете на проведение оздоровительной кампании: в перечне статей есть строка "и иные формы отдыха", к которым относится внеурочное посещение культурных объектов. Оздоровительная кампания финансируется на паритетных началах: для Невьянска это 11 миллионов из областного бюджета и 7-8 миллионов из местного. Часть муниципальных денег мы и можем потратить на экскурсии школьников.

    Невьянские власти дотируют две трети стоимости однодневных поездок. Если цена познавательного путешествия 1500 рублей, то родители ребенка заплатят лишь 500, остальное турбизнесу возместят из местного бюджета. Пока в эксперименте участвуют пять школ города Невьянска, в планах распространить опыт на все 15 школ района. Ребята ездят неподалеку - в Нижний Тагил (посещают комплекс музеев, в том числе технический, подносного промысла, музей-заповедник "Горнозаводской Урал" и другие) и Висим (музей Дмитрия Мамина-Сибиряка и оленья ферма). С марта по май 2016 года муниципалитет субсидировал экскурсии для 480 школьников (12 групп). До конца июня еще восемь автобусов с детьми отправятся по выбранным маршрутам. Местному бюджету эта программа обойдется в 1,2 миллиона рублей.

    Поделиться