В марте этого года СПК "Колхоз "Заря" из Звериноголовского района выиграл аукцион на приобретение более 900 кубометров древесины у территориального управления Росимущества в Курганской области. Как полагается, оформили договор купли-продажи, покупатель полностью рассчитался, уплатив 254,2 тысячи рублей. Но из-за обильного снегопада сразу вывезти бревна колхозники не смогли. А когда приехали, то недосчитались сотни кубов самого ценного строевого леса. Председатель СПК Николай Беляев кинулся к продавцу, но в Росимуществе ответили, что только реализуют лес, а охранять его не обязаны. В областном департаменте природных ресурсов и охраны окружающей среды тоже развели руками.
- Расхищается государственное имущество, а никому до этого дела нет! - возмущается руководитель сельхозпредприятия. - В договоре купли-продажи обязанности продавца не прописаны, товар никем не охраняется, документы о его отпуске не выписываются. Неудивительно, что лес растаскивают порой еще до аукциона.
По словам Беляева, такой беспорядок по всей области. Участники торгов не скрывают, что идут на риск, покупая древесину у государства: да, дешево, но на месте ее может не оказаться.
Николай Беляев сообщил "РГ", что написал в полицию заявление о краже леса, а пока идут разбирательства, приостановил договор с Росимуществом. Кроме того, он обратился в областную Думу с просьбой "срочно вмешаться в ситуацию и, если можно, законодательно закрепить ответственность за хранение и отпуск древесины".
Между тем руководитель территориального управления Росимущества в Курганской области Татьяна Воробьева считает, что никаких законодательных инициатив не требуется: процедура торгов четко регламентирована постановлением правительства РФ. Все остальные вопросы, в том числе хранения леса, регулируются Лесным кодексом и договорами, которые заключает с лесопользователями департамент природных ресурсов.
На заседании аграрного комитета облдумы глава ведомства сообщила, что тоже получила письмо от председателя СПК о приостановлении договора. Но, поскольку оно поступило не по адресу, его переправили в упомянутый департамент. Там ответили, что не имеют возможности рассмотреть заявление по существу, так как ведомство… не является стороной указанного договора.
- Классика бюрократического жанра! - оценила ответ региональных чиновников Татьяна Воробьева.
По ее словам, департамент действительно не подписывал договор купли-продажи, но заключил другой, которым разрешил лесопользователю рубить лес. При этом, где и как должна храниться заготовленная древесина до ее передачи покупателю, непонятно.
Выяснилось, что владельцы линейных объектов, например энергетические компании, тоже не обязаны хранить чужое имущество. Как пояснил первый заместитель директора департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области - начальник управления лесного хозяйства Виктор Банников, по постановлению правительства РФ "О порядке использования лесов" они должны лишь за 15 дней до окончания рубки предоставить в департамент сведения об объеме и составе вырубленной древесины. Других требований к ним нет.
Замдиректора департамента признает, что пробел в законодательстве в этой части существует, но его можно восполнить. К примеру, разрешить собственнику линейного объекта самостоятельно реализовать древесину, для этого необходимо заключить с ним договор купли-продажи, а не на рубку леса, причем без аукциона. Второе предложение - дополнить упомянутое постановление правительства РФ пунктом об обязанности лесопользователя охранять древесину до момента ее реализации.
- Мы неоднократно направляли обращения в министерство природных ресурсов РФ, Рослесхоз, - говорит Виктор Банников. Подобная проблема актуальна не только для Курганской области. Например, в северных нефтяных регионах объемы древесины, вырубаемой при строительстве трубопроводов, в сотни раз больше, чем у нас. Однако наши предложения пока не проходят. Тем не менее нужно инициировать поправки в федеральные нормативные документы, иначе порядок не навести.
Как рассказал председатель аграрного комитета облдумы Владимир Остапенко, близ дороги на Курган уже два года лежит лес, вырубленный во время строительства газопровода - словно ждет, когда его кто-нибудь приберет к рукам. И таких случаев немало. Выход, по мнению депутатов, один: древесину нужно быстрее продавать, для этого вовлечь в процесс муниципальные образования, заблаговременно информировать их о намеченных аукционах. Ведь сельсоветы, по данным думцев, платят немалые деньги, покупая по рыночной цене дрова для отопления фельдшерских пунктов, детсадов, школ, в то время как на аукционах Росимущества лес уходит за копейки.
Тем временем
Проблема реализации леса уже обсуждается на федеральном уровне: соответствующие поправки в законодательство опубликованы на портале проектов нормативных правовых актов. В частности, инициатор поправок - минэкономразвития РФ - предлагает обязать продавца безвозмездно передавать древесину населению, детским, образовательным и медицинским учреждениям, органам соцзащиты, если ее не удалось реализовать на аукционе. Правда, кто должен ее охранять, в документе по-прежнему не уточняется.