Фильмом "После тебя" знаменитый артист дебютирует в качестве продюсера. Специально для появления на свет этой истории была создана "Продюсерская компания Сергея Безрукова", нацеленная на производство артхаусного кино. Анну Матисон и Сергея Безрукова с недавнего времени накрепко связали не только творчество, но и личная жизнь: в марте этого года они стали супругами. О новом фильме и совместной работе Сергей Безруков и Анна Матисон рассказывают читателям "РГ".
Сергей, это правда, что "После тебя" - первый фильм, сценарий которого был написан специально для вас?
Сергей Безруков: Да, и это случилось впервые в моей жизни. Для меня эта картина - определенный прорыв. Благодаря Ане как режиссеру я в себе открыл то, чего прежде не видел, не знал. Мне это новое хочется и дальше развивать, чтобы находить что-то неизведанное и в себе, и в способах рассказывания историй. Надеюсь, найдутся те, кто порадуется, что есть режиссер, благодаря которому появляется какой-то новый, незнакомый прежде Безруков.
Ваш герой Алексей Темников - выдающийся танцовщик и талантливый хореограф. Вы же драматический артист, но на экране выглядите так, как будто всю жизнь занимались балетом. Как вам это удалось?
Сергей Безруков: Еще со времен Школы-студии МХАТ я увлеченно занимался танцем, всегда это очень любил, но какого-то конкретного пластического спектакля у меня никогда не было. Когда на съемках "После тебя" один из лучших современных хореографов Раду Поклитару начал со мной репетировать балетные сцены, то он очень высоко оценил мои танцевальные возможности. Мне это очень лестно, не буду скрывать.
Анна, а как у вас возникла сама идея сделать героем фильма балетного артиста?
Анна Матисон: Знаете, очень странный был первый импульс. Я пошла на спектакль с участием Сережи по "Мертвым душам" в МХТ - "Похождение" Миндаугаса Карбаускиса. Там сама эта роль была тончайшим образом выстроена пластически. Я просто со стороны смотрела, и как человек, который близок музыкальному театру, не могла не оценить эту сумасшедшую, совершенно необыкновенную работу. Захожу после спектакля за кулисы и вижу, что Сережа стоит с совершенно мокрой спиной, у него абсолютно прозрачное лицо - как это бывает у всех балетных. Профессиональные танцовщики по 4-5 кг теряют за спектакль - столько требуется актерского напряжения и отдачи, такое огромное количество затрачивается физических усилий. Я была поражена. Спрашиваю: "Неужели никто никогда не использовал этот твой талант в кино?" "Да никогда в жизни!" - отвечает. Так пришла мысль написать сценарий "После тебя". Тем более что, снимая документальные фильмы, работу балетных артистов я наблюдала вблизи. В балете все очень спрессованно - короткая, как правило, карьера, все жестко, порой беспощадно. Мне было интересно подумать: что будет, если одаренного человека вдруг лишить сцены. Это страшная ломка, когда человек убежден, что он гений, а путей для реализации у него больше нет. Это мучительный вопрос: что останется после тебя? Он буквально съедает мозг, сводит с ума. Про это наше кино.
Анна, каким был опыт вашей первой совместной работы в комедии "Млечный путь"?
Анна Матисон: Поначалу предполагалось, что роль сыграет Женя Миронов, он дал согласие. Но потом Фонд кино отложил прием заявок, а в следующем году Женя у нас не смог сниматься. Продюсер посоветовал пригласить Безрукова. Я отказалась категорически: наш герой - задолбанный обстоятельствами человек, у него куча житейских трудностей, нерешенные вопросы, кредиты, ипотека, а Безруков только появится со своей знаменитой улыбкой - кто же поверит, что у него есть проблемы в жизни! У меня, как у многих, в сознании застряло медийное представление о Сергее. Но выяснилось, что я по сути ничего о нем не знаю, ведь в театре я его раньше не видела. Я же из Иркутска, к нам "Табакерка" не приезжала. Вызвала его на пробы, и сразу стало понятно, что он может сыграть все, что нужно, для него нет ничего невозможного, профессией Сергей владеет в совершенстве.