02.06.2016 20:00
    Поделиться

    Эксперты приехали в РФ поддержать развитие безуглеродной энергетики

    Известные экологи, бизнесмены и политики приехали в Россию, чтобы поддержать развитие безуглеродной энергетики
    В канун Всемирного дня окружающей среды в Москве на международном форуме "Атомэкспо-2016" технари и гуманитарии из 55 стран искали общий ответ на глобальные вопросы Парижского климатического саммита и предлагали конкретные решения, как и за счет чего можно сократить выбросы парниковых газов в атмосферу.

    Причем в диалогах за "круглым столом", на пленарных сессиях и в панельных дискуссиях доминировали не хозяева, а гости, что становится традицией, фирменным стилем этого, уже восьмого по счету делового форума и одноименной выставки.

    Главную тему в этом году обозначили на первый взгляд задиристо: "Атомная энергетика как основа безуглеродного энергобаланса". Заместитель министра природных ресурсов и экологии Семен Леви подтвердил выбранный Россией вектор низкоуглеродного развития, поддержал инновационные разработки в ядерно-энергетической сфере, однако назвать атомную генерацию в полном смысле опорой будущего энергобаланса не решился. Дал понять, что в экспертном сообществе "мнения расходятся, если говорить о путях сокращения использования всех ископаемых топлив".

    Глава "Росатома" Сергей Кириенко, когда ему предоставили слово, спорить не стал. По его словам, противопоставление одного вида генерации другому - бессмысленное занятие. Надо искать между ними разумный баланс, исходя из того, что конкуренция была, есть и дальше будет только усиливаться.

    - На Парижском саммите, - напомнил Кириенко, - было достигнуто соглашение о сокращении выбросов парниковых газов, чтобы не допустить повышения глобальной средней температуры более чем на 1,5 градуса в сравнении с доиндустриальными показателями.

    Новый международный документ, который идет на смену Киотскому протоколу, подписали 175 стран. По словам заместителя председателя правительства РФ Александра Хлопонина, поставившего подпись от имени России, наши обязательства - сократить выбросы парниковых газов в ближайшие пятнадцать лет до 70 процентов от базового уровня 1990 года. А глобальная для всех стран задача к 2050 году - сократить выброс парниковых газов практически до нуля. Добиться этого можно лишь при условии добровольного и повсеместного отказа от сжигания углеводородных видов топлива, прежде всего угля.

    - И основой этого нового энергобаланса с низкой углеводородной составляющей, его базой станет атомная энергетика, - убежденно заявил Сергей Кириенко.

    А в подтверждение своих слов привел расчеты Международного энергетического агентства. Из них следует, что эксплуатация всех АЭС мира за 45 лет позволила сократить поступление СО2 в атмосферу на 56 гигатонн, что соответствует двухлетнему мировому объему таких выбросов при нынешних темпах производства электроэнергии всеми источниками. И это, заметим, при том, что доля атомной генерации в мировом энергобалансе держится пока что на уровне 14 процентов.

    В России, где на АЭС вырабатывается уже 17 процентов электроэнергии, за счет этого ежегодно купируется (не поступает в атмосферу) 711 миллионов тонн углекислого газа. Чтобы достичь аналогичного эффекта, надо, к примеру, на шесть (!) лет заглушить и поставить на прикол весь автомобильный транспорт России. А это и в страшном сне не может нам присниться...

    Эксперты согласились: новые технологии в атомной энергетике делают ее "зеленым" видом генерации

    Как поступать в ситуации выбора человеку разумному, поведал на своем примере француз Бруно Комби, которого в европейских и многих других странах знают как эколога, исследователя и автора нескольких бестселлеров о здоровом и "зеленом" образе жизни, питании, релаксации, укреплении иммунитета, защите от стрессов и отказе от курения.

    - Если задуматься, мы словно остались в каменном веке: 95 процентов энергии получаем от сжигания углеводородов - это абсолютный нонсенс. Между тем безуглеродный баланс не только возможен, но и достижим. Это атомная энергетика - как основа базовой генерации, плюс возобновляемые источники: солнечная, ветровая, гидро...

    Лауреат премии "Глобальная энергия", член Шведской королевской академии технических наук Ларс Гуннар Ларссон, который был модератором пленарной дискуссии, именно ему, Бруно Комби, предоставил первое слово, поставив в очередь VIP-спикеров - чиновников, президентов и генеральных директоров, включая главу "Росатома".

    Бруно родился в Рошфоре, недалеко от Бордо, окончил престижный физико-математический университет и аспирантуру Университета передовых технических наук (ENSTA) в Париже. Жил в Габоне, Канаде, много в этой жизни повидал, основал Оптимистическое движение, институт своего имени и неправительственную организацию "Экологи за ядерную энергию". А еще под таким же названием выпустил популярную книжку.

    - Сейчас я живу в небольшом доме во Франции, который потребляет совсем мало электроэнергии извне. И это не мечта, а реальность. На крыше - солнечные батареи, они производят даже больше, чем мне нужно. К сети дом подключен главным образом для того, чтобы я мог зарядить свой электромобиль. Другими не пользуюсь...

    Генеральный директор Fortum Corporation Пекка Лундмарк из Финляндии и англичанин Гарри Холт, президент одного из ведущих дивизионов Rolls-Royce, о своем жилье не рассказывали, но были солидарны в том, что наряду с энергосбережением необходимо, причем повсеместно, отказываться от угля в электрогенерации и сокращать, насколько это возможно, сжигание других ископаемых видов топлива.

    - Я верю, что время безуглеродной энергетики настанет, - заражал оптимизмом Пекка Лундмарк. - Для начала надо перейти с угля на газ. А от атомных станций мы в Финляндии не собираемся отказываться. Они в хорошем, работающем состоянии, всегда были под строгим контролем STUK, это наш надзорный орган. Поэтому когда в Японии случилась Фукусима, нам не потребовалось каких-то особых затрат на модернизацию. Сейчас на двух АЭС Финляндия вырабатывает примерно четверть потребляемой электроэнергии, в перспективе эта доля будет расти.

    Решение построить с участием России еще один такой объект - АЭС "Ханхикиви" на берегу Ботнического залива - глава Fortum назвал рациональным и своевременным. При этом высказался за то, чтобы во вновь проектируемых и строящихся атомных электростанциях, независимо от того, чей проект, применялось как можно больше стандартизованных, универсальных решений.

    - Нет необходимости в каждой стране изобретать "свой велосипед", начинать с нуля, - считает господин Лундмарк. - И до бесконечности усложнять проект под предлогом повышения безопасности тоже не стоит - в конце концов цена станет просто неподъемной. Всему нужен разумный предел и обоснование.

    Коллега из Венгрии Атилла Ассоди, отвечающий за вопросы безопасности на АЭС "Пакш", в качестве примера сослался на многолетний опыт сотрудничества своих коллег с российскими специалистами. Без малого 120 реакторо-лет надежной работы четырех атомных энергоблоков, спроектированных в России и построенных на Дунае, - главный результат. Именно он в конечном счете определил выбор правительства Венгрии и большинства населения в пользу сохранения и расширения АЭС "Пакш" путем строительства здесь двух новых энергоблоков российского дизайна.

    - Тем самым мы обеспечиваем себе и нашим соседям гарантированный доступ к дешевой и безопасной электроэнергетике, - сказал Ассоди. - И терпеливо, до тех пор, пока оставались вопросы, отвечали на них и разъясняли свою позицию другим странам Евросоюза.

    На важную перемену в общественном сознании и, как следствие, в поведении сторонников традиционной и альтернативной энергетики обратил внимание президент фонда "Сколково" Виктор Вексельберг, тоже ставший участником форума и приглашенный к общей дискуссии. По его да и нашим собственным наблюдениям, профессионалы-атомщики перестают (а где-то уже перестали) задирать "зеленых", иронизировать на тему "ноль целых, ноль десятых", а те, в свою очередь, прекратили или умерили агрессивные и часто бездоказательные нападки "на все атомное". Вместо взаимного пикирования стали внимательнее присматриваться друг к другу. И что же увидели?

    2,4 миллиарда тонн СО2, что составляет 80 процентов ежегодных выбросов мирового парка автомобилей, смогут предотвращать на рубеже 2030 года АЭС российского дизайна - строящиеся, проектируемые и уже действующие в разных странах

    - Прирост новых мощностей на поле возобновляемых источников энергии уже сравнялся и стал опережать ввод объектов традиционной генерации. Причем не в процентном, а в абсолютном выражении, - констатировал господин Вексельберг и привел данные за 2015 год: плюс 110 гигаватт - тепловая и атомная генерация, а 164 - это уже ВИЭ, то есть солнце, ветер, гидро...

    Другая, тесно связанная с этим тенденция - резкое снижение себестоимости "альтернативного" электричества. В частности, по солнечной генерации - в два и более раза. И потенциал падения-роста на ближайшие пять лет прогнозируется такой же, если не больше. А общий объем инвестиций в сектор ВИЭ в 2015 году превысил 330 миллиардов долларов. Вексельберг высказал и вовсе неожиданную вещь. Он надеется, что именно благодаря инвестресурсам и огромному технологическому потенциалу атомной отрасли в ближайшее будущее будут развиваться и технологии ВИЭ.

    У аналитиков, связанных с атомной отраслью, на этот счет есть и своя конфиденциальная информация, в том числе "с другого берега". Согласно прогнозам минэнерго США, в "коридоре" до 2040 года ежегодный мировой прирост атомной генерации составит 2,3 процента, ввод новых ВИЭ - 2,6. Настоящий паритет - два вида генерации без выбросов СО2 уверенно идут в будущее.

    Принимая все это, глава "Росатома" высказался за поиск оптимального баланса. И привел исходный тезис: 98 процентов энергетического потенциала земных недр сосредоточено в уране, дейтерии и тории. А кроме того, использование энергии ветра и солнца не может быть постоянным, пики потребления электроэнергии чаще всего не совпадают с ясными и ветреными днями. Как следствие, выбросы СО2 заметно увеличиваются в пасмурную безветренную погоду.

    С очевидностью напрашивается вывод, что возобновляемые источники энергии не могут обеспечить базовой нагрузки. По словам Кириенко, эту роль должна играть атомная энергетика. Она не зависит от погодных условий, что чрезвычайно важно для энергообеспечения промышленных объектов. Поэтому идеальный баланс - сочетание атомной энергетики как основы и ВИЭ там, где это возможно. Есть много стран и регионов, где просто не существует условий для развития альтернативной генерации, однако чистая энергия нужна и там.

    А в том, что атомная генерация может стать по-настоящему безотходной, призвана убедить масштабная программа, реализуемая в России под общим названием "Новая технологическая платформа атомной отрасли". Создание инновационных реакторов на быстрых нейтронах и замыкание ядерного топливного цикла решают помимо прочего две важнейшие экологические задачи: сводят до минимума радиоактивные отходы и обеспечивают повторное использование облученного ядерного топлива из реакторов на тепловых нейтронах.

    - Развивая сейчас технологии будущего, - заключил Сергей Кириенко, - мы приближаем день, когда этот вид генерации по-настоящему станет экологически чистым, а саму атомную энергетику назовут действительно "зеленой".

    Без комментариев

    В Германии, в связи с политическим решением об остановке и поэтапном закрытии АЭС, выбросы СО2 увеличились за четыре последних года на 10 процентов из-за вынужденного увеличения нагрузки на угольные электростанции. В Финляндии, где атомные электростанции работают в плановом режиме, объем выбросов за этот же период сократился на 20 процентов.

    Поделиться