Вчера же были названы оставшиеся четыре картины, которые поборются за "Золотого Георгия". В этом году конкурсная программа ММКФ состоит из 12 фильмов. Самое известное российской публике режиссерское имя в конкурсе - мэтр нашего кино Николай Досталь, чья картина "Монах и бес" будет одной из мировых премьер столичного кинофорума. Другой претендент на призы ММКФ, который ранее нигде не демонстрировался - немецкая драма взросления "Центр моего мира" Якоба Эрва. С Московским кинофестивалем у Эрва давние отношения - в 2007 году его дебютная картина "Благополучный мир" участвовала в ныне не существующей программе "Перспективы".
Еще один хороший знакомый ММКФ - иранец Реза Миркарими, который увозил из Москвы "Золотого Георгия" шесть лет назад за фильм "Проще простого". Миркарими возвращается в конкурс ММКФ с традиционной для себя экзистенциально-бытовой зарисовкой из жизни традиционной иранской семьи - в его новой картине "Дочь" (мировая премьера) рассказывается о девушке, бросившей вызов своему патриархальному семейству.
\
Заведомый интерес вызывают и некоторые другие участники конкурса. Скажем, итальянский режиссер Давид Гриеко представит на ММКФ свой фильм "Козни", в котором поведает свою историю смерти Пьера Паоло Пазолини. При этом Греко сложно называть человеком неинформированным - он хорошо знал Пазолини, работал ассистентом режиссера и был в курсе многих подробностей его жизни. А датчанин Пук Грастен сделал экранизацию собственного авангардного сценария под названием "37". В многоквартирном доме в Бруклине происходит жестокое убийство девушки, которая истошно кричит и всячески дает понять, что ей нужна помощь. В это время 37 ее соседей по дому заняты своими делами и не пытаются помешать убийцам. Грастен сосредотачивается на зарисовках из жизни 37 персонажей и пытается найти ответ на вопрос, почему никто из них даже не предпринял попытки остановить смертоубийство.
Традиционно главная сила ММКФ сосредоточена во внеконкурсных программах. В рамках столичного фестиваля можно будет увидеть несколько фильмов недавних Канн - по крайней мере, те, которые приобрел для нашего проката дистрибьютор "Русский репортаж". Это, например, новая картина братьев Дарденнов "Неизвестная" и "Тони Эрдманн" немки Марин Аде, один из главных фаворитов кинокритики, съехавшейся в мае на набережную Круазетт. Из конкурса Берлинале в Москву пожалуют документальный "Пожар на море" Джанфранко Рози ("Золотой медведь"-2016) и "Колыбельная скорбной тайне" мастера крупной формы из Филиппин Лав Диаса - его новая работа длится восемь часов.
В рамках фестиваля планируют устроить как минимум две ретроспективы. Первая - немецкого режиссера, феминистки, подруги и соратницы Фассбиндера Ульрики Оттингер, которая станет членом жюри ММКФ. Вторая - патриарха испанского кино Карлоса Сауры, одного из самых самобытных режиссеров XX столетия. Организаторы ММКФ надеются, что 84-летний Саура приедет на открытие своей ретроспективы в Россию.