В минэкономики корреспонденту "РГ" объяснили, что подобное увеличение налогов не является одним из способов пополнения дефицитной государственной казны. В начале 2016 года некоторые местные экономисты предупреждали, что правительство в условиях кризиса будет вынуждено использовать непопулярную меру и киргизстанцы должны быть к ней готовы.
- Правительство, наоборот, отменяет некоторые виды налогов, к примеру, налог с продаж. Это должно помочь стране преодолеть негативные тенденции в экономике, - отметили в министерстве.
Что же касается увеличения налога на жилье площадью больше 200 квадратных метров, то в ведомстве называют инициативу социально ориентированной. "Большинства киргизстанцев она не коснется. Затронет лишь финансово обеспеченных людей", - заявили в ведомстве.
Согласно действующей редакции НК, налогооблагаемое недвижимое имущество делится на четыре группы. Изменения предлагается внести в первую, к которой относятся жилые и дачные дома, квартиры для постоянного или временного проживания, не используемые для предпринимательской деятельности. Сейчас ставка налога на них составляет 0,35 процента от налогооблагаемой стоимости объекта вне зависимости от площади.
В случае утверждения поправок ставка составит: 0,35 процента - до 200 квадратных метров, 0,5 - от 201 до 300, 0,8 - от 301. В среднем хозяевам элитного жилья придется платить ежегодно в 1,5 - два раза больше, чем они платят сегодня.
Теперь по поводу введения корректировочных коэффициентов (КК) при расчете размера выплаты за движимое имущество. В министерстве экономики республики отмечают: ставка налога не менялась с 2006 года. В принципе она и не изменится в случае утверждения поправок. Однако платить автовладельцы все равно будут больше.
Сейчас хозяин легкового автомобиля с пятилетним сроком эксплуатации отдает государству 0,9 сома за один кубический сантиметр рабочего объема двигателя. Если машина используется больше 15 лет - 0,45 сома.
Корректировочные коэффициенты "привязываются" к общему объему двигателя. Так, КК для пятилетней машины (2000 кубических сантиметров) составит 1,7. И его владелец вместо 1800 заплатит 3060 сомов. Больше всех придется раскошелиться тем, кто ездит на новых и мощных авто. Коэффициент для объема двигателя свыше 4500 кубических сантиметров равен трем. И платить они будут около 13000 сомов вместо 4000.
В министерстве экономики при определении корректировочных коэффициентов за основу взяли опыт России и Казахстана.
- В 2013 году в Российской Федерации принят закон, который вводит повышающие коэффициенты для транспортного налога в отношении автомобилей, чья стоимость превышает три миллиона рублей. В три раза транспортный налог увеличился для хозяев машин стоимостью от 10 до 15 миллионов рублей и свыше 15 миллионов в случае, если с момента выпуска транспортных средств прошло не более 10 и 20 лет соответственно.
В Казахстане для автомобилей с объемом двигателя от 3000 до 3200 кубических сантиметров ставка налога составляет 35 месячных расчетных показателей, от 3200 до 3500 - 46, от 3500 до 4000 - 66, от 4000 до 5000 - 130 и для автомобилей с объемом двигателя свыше 5000 - 200. С первого января 2015 года месячный расчетный показатель равен 1982 тенге, - говорится в справке-обосновании.
В минэкономики отмечают, что предложенные поправки могут измениться в результате общественного обсуждения. В ведомстве приглашают граждан участвовать в рассмотрении инициативы.
Тем временем
Депутаты парламента КР отклонили законопроект об отмене обязательного страхования жилья и автомобилей. "По этому поводу было много споров. В 2016 году в республике весной прошло много дождей. В результате в Джалал-Абадской области, Сузакском и Аксыйском районах, а также Баткенской области сошли сели и оползни. Жилье пришло в негодность. Кто поможет людям его восстановить? МЧС четко выполняет свои обязательства, проводит спасательные операции, а потом люди сталкиваются с бюрократами. От чиновников зависит, какую они получат компенсацию и когда. Если бы жилье было застраховано, то человек сразу получил бы свою страховку", - отметил парламентарий Азамат Арапбаев.