В Крыму вернут поля лаванды и розы за 320 миллионов рублей

Ежегодно Россия импортирует эфирных масел и их синтетических заменителей на сумму около 600 миллионов долларов. В Крыму разработали концепцию импортозамещения и готовы ее реализовать при условии поддержки государства.

Забытый символ

Еще четверть века назад эта отрасль была не просто высокодоходной, но являлась символом полуострова, наравне с его курортами и винами. В советское время Крым вырабатывал 70-80 процентов розового масла, около 70 процентов - лавандового масла, 60 процентов - шалфейного. В 1989 году эфиромасличными культурами было занято более 10 тысяч гектаров, а лавандой - около шести. Выращиванием эфироносов занимались 28 хозяйств, в том числе шесть специализированных совхозов-заводов, 13 колхозов и восемь совхозов.

Сегодня от ароматного бизнеса остались одни воспоминания. Площади, занятые плантациями чайной розы, из лепестков которой изготавливают масло, являющееся основой почти всей парфюмерной продукции, снизились с 2100 до 100 гектаров. Полностью исчезли 11 эфиромасличных культур.

В Крыму больше не производят розовое, шалфейное, фенхельное и множество других масел. В семь раз сократился выпуск лавандового масла, а биоконцентрат этого эфироноса, как и водный экстракт шалфея, больше не выпускаются. Ассортимент производимой в Крыму продукции уменьшился с 17 до 6 видов, а ее объем сократился в 3,5 раза.

В денежном выражении оборот отрасли упал в шесть раз. В украинский период ликвидирован единственный в мире институт эфиромасличных и лекарственных растений, его головное конструкторское бюро, машиностроительный завод и крупнейшее перерабатывающее предприятие в поселке Крымская роза.

Возродить с нуля

За это же время производство эфирных масел в мире постоянно росло, достигнув 250 тысяч тонн в год при ассортименте свыше 200 наименований. Россия, где своего производства этой продукции почти нет, ежегодно ввозит из-за рубежа до 400 тонн масел и до 30 тысяч тонн их синтетических заменителей. Они используются в производстве парфюмерии, косметики, фармакологии, пищевой промышленности и при выпуске бытовой химии.

Концепцию импортозамещения этой специфической продукции и инновационного развития эфиромасличной отрасли разработали ученые Академии биоресурсов и природопользования Крымского федерального университета. Собственно говоря, чтобы отказаться от импорта, нужно практически с нуля возродить отрасль в Крыму. Стоит сказать, что и сейчас без всякой господдержки выращиванием эфироносов на полуострове занимаются 10 частных фирм, экспортируя свою продукцию во Францию, Швейцарию, Австрию, США.

Однако, объемы их производства несопоставимы ни с советским периодом, ни с потребностями российской экономики. В центре концепции - государственный концерн по выращиванию и производству эфиромасличного сырья. Концерн должен включать в себя научно-производственный центр (НПЦ), который соединит достижения отраслевой науки с производством. Помимо непосредственно эфирных масел предприятие будет извлекать биологически активные вещества.

- В качестве базовой будет использована экстракционная технология переработки сырья, - рассказал соавтор концепции, профессор академии КФУ Владимир Шляпников. - При этой технологии выход дистилляционного масла шалфея мускатного увеличивается на 35 процентов, а энергетические затраты значительно сокращаются.

Экстракционная технология позволяет увеличить выход масел от 16 (роза) до 43 процентов (шалфей), а нелетучих соединений - от 18 (роза) до 42 процентов (лаванда). По расчетам авторов документа, за год концерн сможет перерабатывать 2575 тонн сырья, реализуя готовую продукцию примерно на 220 миллионов рублей.

Такие объемы достижимы при условии государственных инвестиций в развитие отрасли в объеме 320 миллионов рублей.

Годовая прибыль НПЦ при полном объеме производства составит 125 миллионов рублей. Инвестиции, уверены авторы концепции, окупятся за четыре года и четыре месяца. До 2025 года ее реализация позволит увеличить прибыль отрасли в 12 раз - до 1,12 миллиарда рублей в год.

Не хватает энергии

Хозяйства, непосредственно связанные с выращиванием эфироносов, считают отрасль высокодоходной и наиболее перспективной для Крыма. Для ее возрождения на полуострове аграрии предлагают применить современный подход.

- Я в отрасли 50 лет, это настоящая золотая жила, - рассказал один из руководителей хозяйств. - В Болгарии на килограмм розового масла получают 10 тысяч долларов прибыли. Ни в одной стране мира инновационные технологии не реализуются без помощи государства. И в Крыму должен быть парк эфиромасличных культур, современных технологий.

Однако, предупреждают эксперты, производство эфирных масел - это энергоемкое производство, и в сегодняшнем положении республики, когда промышленность еще два года будет сидеть на энергопайке, могут возникнуть сложности с переработкой сырья.

- В моем хозяйстве насчитывалось 576 гектаров лаванды, - рассказал директор ООО "ПО Надежда" Красногвардейского района Вячеслав Ефимушкин. - Таких площадей не было ни в одном другом хозяйстве ни Крыма, ни Украины. Был собственный перерабатывающий завод, и все это вынужденно уничтожили.

Переработка лаванды - сложный процесс, требующий большого количества дизельного топлива или мазута. Когда в Крым протянут газ с материка, тогда затраты на энергоносители можно будет уменьшить, и снизить себестоимость.

Напомним, магистральный газопровод из Краснодарского края в Крым должен быть проложен ко времени сдачи в эксплуатацию двух тепловых электростанций в Симферополе и Севастополе. По последним данным, пуск их первых энергоблоков запланирован на сентябрь 2017 года.

Правда, если у аграриев будет уверенность в том, что в их продукции есть заинтересованность, и государство поддержит возрождение отрасли, то начинать реализовывать концепцию нужно уже сейчас.

Комментарии

Андрей Григоренко, министр сельского хозяйства РК:

- Поддержка эфиромасличного производства присутствует в госпрограммах, и она немалая. Идею возрождения отрасли поддерживаю, но я не согласен с тем, что делать это должен госконцерн. Это в корне неверно. У нас есть предприятия, которые этим занимаются, почему бы не создать, например, эфиромасличный кластер, а министерство взяло бы на себя роль координатора плановых показателей производителей сырья.

Юрий Шевченко, председатель Комитета по аграрной политике, экологии и природным ресурсам Госсовета РК:

- В 2014 году кориандр занимал на полуострове 10 тысяч гектаров, год спустя - уже 30 тысяч, а в этом году будет 47. Почему? Потому что это одна из самых высокоурожайных культур. Как только аграрии почувствуют прибыль от выращивания эфироносов, господдержка им будет не нужна. Рынок сам отрегулирует спрос и предложение.