Мы рассматриваем промышленные кластеры в качестве одной из ключевых форм территориального развития промышленности. С этого года минпромторг России начал субсидировать совместные проекты участников промкластеров по производству импортозамещающей продукции. Развивая кооперацию предприятий, мы ожидаем роста числа высокопроизводительных рабочих мест, увеличения доли компонентов собственного производства в конечной продукции кластера, сокращения затрат на закупки у зарубежных поставщиков.
Механизм предоставления субсидий предполагает две ступени реализации. Вначале промышленные кластеры, претендующие на получение господдержки, должны подтвердить свое соответствие требованиям, установленным правительством России, и войти в реестр минпромторга РФ. Затем их проекты проходят отбор по ряду критериев. Отбор уже инициирован минпромторгом, его результаты станут известны в июне 2016 года - по завершению работы "Технопрома". Как и в случае с любым другим новым механизмом господдержки, этот год станет периодом его апробации, оценки эффективности. Получить субсидии смогут лишь несколько кластеров. Но я уверен, уже в следующем году объем средств, которые будут предусмотрены в федеральном бюджете на эти цели, существенно вырастет.
На "Технопроме-2016" также будут подведены предварительные итоги работы по выполнению поручения президента России о совершенствовании законодательства и реализации мер господдержки сферы индустриальных парков и технопарков. Мы планируем обсудить "перезагрузку" данного сегмента производства, находящегося на стыке разработки и внедрения инновационных технологий, материалов, продукции. Речь идет о так называемой второй версии технопарков - "технопарках 2.0". Хотя деление на версии во многом условно, оно отражает определенное изменение вектора государственной политики, видения перспектив развития. Изначально в качестве основного результата деятельности технопарков рассматривалось создание нематериальных активов - изобретений, патентов, программных продуктов. На этом был сделан акцент поддержки по линии минкомсвязи России. Сегодня мы видим в числе целей создания технопарков не только генерацию идей, но и выпуск конечных инновационных продуктов, востребованных рынком и конкретными потребителями, освоение их мелкосерийного производства.
К примеру, воронежский технопарк "Космос-Нефть-Газ" освоил выпуск 45 видов оборудования для нефтегазовой и химической отраслей. Это позволило в 2015 году снизить зависимость от импортных компонентов по гидравлическому оборудованию, электродвигателям, деталям теплообменных аппаратов с восьмидесяти до сорока процентов.
На такие проекты промышленных технопарков мы намерены распространить инструменты господдержки, применяемые минпромторгом России. Ведомством уже инициировано внесение соответствующих изменений в федеральный закон "О промышленной политике".
Деловая программа "Технопрома-2016" будет насыщенной и эффективной. Каждая встреча в рамках подобных мероприятий промышленников, руководителей органов власти, экспертов и общественников - следующий шаг к формированию единой промышленной политики государства. Для минпромторга РФ это возможность обсудить используемые подходы, предложить инструменты господдержки, получить обратную связь. Это особенно важно, поскольку внедряются новые инструменты поддержки - субсидирование промышленных кластеров, софинансирование региональных программ развития промышленности. И мы стремимся совершенствовать их, опираясь на рекомендации именно тех, кто непосредственно их использует.
Для регионов и промышленных предприятий это возможность презентовать свои проекты. Так, Новосибирская область планирует представить перспективную программу реиндустриализации, которая направлена на развитие новых высокотехнологических производств, замещающих прежние, или способствующих их переводу на новую технологическую базу. Благодаря реализации этой программы область может стать пилотным регионом по отработке модели развития России по "несырьевому" пути.