В Сибири предложили ввести банки в схему долевого строительства

На последнем заседании Госсовета РФ, посвященном вопросам развития строительного комплекса, обсуждалась идея создания в России государственного компенсационного фонда долевого строительства, объем которого составит 30-35 миллиардов рублей. Предполагается, что его средства будут на определенных условиях предоставляться для санации "проблемных" домов, не завершенных добросовестными застройщиками по объективным причинам.

Эта инициатива пока вызывает множество вопросов. В том числе - почему государство должно достраивать жилье дольщиков за счет других граждан? За счет каких ресурсов будет формироваться этот фонд, и не обернется ли это очередным "побором" для предприятий строительной отрасли? Кто и как будет определять, насколько объективными были причины, не позволившие застройщику закончить объект? Список можно продолжать. Более того, в СМИ уже высказывается мнение о том, что от схемы долевого участия в строительстве пора бы отказаться в принципе - пусть строителей кредитует не население, а банки.

Я не сторонник такого подхода: запрет долевого строительства приведет к тому, что исчезнет множество компаний, у которых нет широких возможностей кредитоваться в банках, и, в конечном итоге, пострадает экономика страны. Однако я убежден, что схему долевого участия граждан в строительстве необходимо сделать более прозрачной и менее рискованной. Как именно?

Сейчас средствами дольщиков распоряжается застройщик. Дольщик - фактически такой же кредитор застройщика, как и банк, только без официального статуса и без тех возможностей, которые есть у банка. Не секрет, что нередко деньги дольщиков застройщик направляет на строительство другого объекта, а не того дома, возведение которого они "кредитуют", - именно это становится причиной появления "замороженных" объектов в 99 процентах случаев.

Дольщики не в состоянии контролировать, куда именно идут их средства, - у них для этого нет ни прав, ни знаний, ни инструментов. Поэтому я предлагаю ввести в эту схему третьего участника - банки. Пусть это будет двадцать или тридцать крупных банков, которых определят на федеральном уровне. Дольщики должны передавать им деньги, а банковские организации, оставляя себе за услуги минимальный (полтора-два) процент от суммы, расходовать эти средства только по целевым договорам, предоставляемых застройщиком. В этом случае деньги дольщиков будут тратиться только на возведение их дома и только по реальным договорам с подрядчиками или поставщиками материалов. Ведь, в отличие от дольщиков, банк - это профессиональная организация, которая имеет опыт и возможности для проверки тех или иных сделок. Риск того, что деньги уйдут "налево", будет сведен к минимуму.

Остаток средств, которые аккумулирует банк, необходимо передавать застройщику после сдачи дома в эксплуатацию. При этом желательно, чтобы банки несли ответственность перед дольщиками в том случае, если совершат неправомочный платеж. Это только усилит контроль банка за сделками, которые совершает застройщик, и, в конечном итоге, дольщики будут защищены от потерь.

Если эта схема будет проработана и принята на федеральном уровне, то, на мой взгляд, никаких дополнительных мер защиты прав дольщиков на государственном уровне не потребуется.