Человек обращается в суд и ожидает решения в свою пользу, поскольку, по его мнению, правда на его стороне. Если этого не происходит, значит, суд поступил с ним несправедливо. А что означает это понятие для суда?
Александр Дементьев: Суды рассматривают дела разных категорий: гражданские, административные, уголовные, судебного контроля за органами власти. Кажется, понятие справедливости должно быть единым. На самом деле все зависит именно от категории дела. Например, применительно к уголовному судопроизводству справедливость чаще связана с мерой наказания: оно может казаться (как правило, потерпевшим) очень мягким. Или, напротив, неоправданно жестким. Чаще такие чувства испытывают осужденные, их близкие. Сегодня, кстати, недовольных больше не по уголовным, а гражданским делам. У нас огромная закредитованность населения: если в 2014 году с граждан было взыскано 8 миллиардов рублей, то в 2015 году - уже 20.
Должник воспринимает это негативно, хотя в договоре сказано: банк вправе потребовать досрочного погашения кредита, если не соблюдается график платежей. Но человек считает, что его вины в этом нет: он попал под сокращение или ему задерживают зарплату. Вместе с тем, хотя такие ситуации законодательно не урегулированы, есть прецеденты, когда суды отказывают в досрочном взыскании, в частности, валютных ипотечных кредитов, если до кризиса плательщик регулярно гасил задолженность.
А возраст влияет на ожидания человека, подающего иск?
Александр Дементьев: Безусловно. Пожилые люди считают, что с их проблемой должен разобраться сам суд. Так было в советское время: на судье лежала обязанность найти истину, разъяснить, если сторона действует неправильно, как надо поступить. Сегодня процесс совершенно иной. Действующая Конституция четко развела функции сторон. Суд не может отстаивать чьи-либо интересы. Участники разбирательства представляют доказательства, а суд проверяет их, выслушивает возражения и с учетом этого принимает решение. Он имеет право помочь в истребовании доказательства, например, какого-то документа, если сторона не в состоянии получить его самостоятельно. Есть лишь несколько исключений: по суду человека могут восстановить на работе, а в уголовном процессе вернуть дело прокурору, если имеются существенные нарушения, препятствующие рассмотрению дела.
При этом закон предполагает, что для формулирования своей позиции человек должен обратиться к специалисту. КоАП уже ввел правило: в суде интересы человека представляет только профессиональный юрист. Почему так? Потому что суд не может выйти за пределы той формулировки, которую представил истец. Если даже судья видит, в чем причина недовольства истца на самом деле, он ответит лишь на тот вопрос, который сформулирован в исковом заявлении. Таким образом, чтобы защитить свои права, необходимо очень грамотно сформулировать позицию с помощью юристов, адвокатов. Более того, если форма искового заявления не отвечает установленным требованиям, судья может не принять его к рассмотрению. Помимо этого, надо еще и грамотно представить в суде доказательства, подтверждающие правоту. Иначе дело не выиграть. А это опять же работа специалистов.
И все-таки кратко: что такое справедливость для судьи?
Александр Дементьев: Это обеспечение принципов беспристрастности, объективности, состязательности судебного процесса, вынесение решения в соответствии с законом и внутренним убеждением. "По закону и совести", как говорится в присяге судьи.
Внутреннее убеждение судьи складывается на основе исследования доказательств, которые были представлены на процессе.
Что означает "по закону"? С учетом знания не только самого закона, но и практики его применения, разъяснений Верховного суда России, с учетом правовых позиций Конституционного суда России и Европейского суда по правам человека.
А по совести… Закон всегда отстает от жизни: еще вчера совершенное деяние было преступлением, а сегодня отношение общества к нему изменилось, хотя закон по-прежнему за это карает. И судья решает, наказать человека или нет, и если наказать, то как.
В другом случае деяние попадает под действие Уголовного кодекса. Например, велосипед с дачи украли. Преступление? Да. Но представляет ли оно большой вред с точки зрения общественной безопасности? Судья принимает решение по совести, считая, что за это сурово наказывать нельзя. А если украл подросток, судья вообще может прекратить уголовное преследование и применить в отношении несовершеннолетнего принудительные меры воспитательного характера. Возможно, потерпевший будет считать это решение несправедливым. Но заслуживает ли преступление того, чтобы отправить подростка в колонию?
Другая ситуация. Массовые кражи из садовых домиков. Тоже подростки. Уже водили в полицию, предупреждали о наказании. Родители считают, мелочь: подумаешь, две банки варенья украли! А судья решает: наказать, в интересах общественной безопасности их надо изолировать. Вот так каждое дело судья пропускает через себя. В понимании обычного человека понятия совести, справедливости имеют несколько иное наполнение. И это, безусловно, порождает недопонимание. Преодолеть его можно только через повышение правовой культуры общества.
Если я вас правильно понял, не надо ходить в суд без адвоката?
Александр Дементьев: Нежелательно. Нужно хотя бы обратиться за консультацией, за помощью в составлении документов. Если есть представления о своих правах, о специфике процесса, человек имеет право самостоятельно представлять себя, но лучше все-таки иметь профессионального помощника. Люди говорят: на адвоката нет денег. Бесплатные юридические услуги оказывают не только адвокаты и не только за счет областного бюджета, но и ассоциация юристов, есть юридические клиники при вузах, пункты бесплатной юридической помощи в каждом муниципальном образовании.
А как найти толкового совестливого адвоката?
Александр Дементьев: Необходимо изучать рынок, советоваться с теми, кто пользовался услугами того или иного юриста, сходить в адвокатскую контору и посмотреть, как там общаются с людьми. Надо учитывать, что существуют специализированные адвокаты: они глубже знают специфику конкретной отрасли права. Не стоит доверять юристу, который обещает выиграть дело за процент от суммы иска, а также иметь дело с тем, кто утверждает: положительному исходу процесса поможет передача определенной суммы судье. Это чистый обман.
А все-таки судьи дают человеку понять, что он что-то делает не так, пытаются его надоумить? К чему участник процесса в этом плане должен быть максимально чуток?
Александр Дементьев: В вопросах судьи часто содержится и ответ.
А как бы вы решали, подавать в суд или нет?
Александр Дементьев: Если права нарушены, если они важны, обращаться в суд надо. То же самое касается взыскания причиненного материального вреда. Иначе нарушитель подумает, что так можно поступать и дальше. А когда вы просто хотите кому-то отомстить, то, наверное, лучше этого не делать.
Однажды я был потерпевшим в уголовном деле. Показалось, что судья не беспристрастен: не ограждает меня от нападок адвоката обвиняемого. Обидчика осудили, но осадок несправедливого отношения остался…
Александр Дементьев: Понятно. В уголовном судопроизводстве обязательно наличие у подсудимого защитника по определенным категориям дел: несовершеннолетние, лица с ограниченными возможностями и так далее. Потерпевший тоже мог иметь адвоката, но за свой счет. Однако с 2015 года все поменялось: теперь бесплатного защитника предоставляют и несовершеннолетним потерпевшим. Но они нечасто пользуются этим правом. И получается: с одной стороны, есть подсудимый, его адвокат, который, несмотря на то что клиент виновен, будет говорить об обратном, а с другой - потерпевший, действующий в одиночку. Это вызывает у человека острую реакцию: как же так, я пострадал, а меня никто не защищает! Отстаивают только интересы преступника! На самом деле механизмы защиты потерпевшего есть, но прибегают к ним редко. Хотя такое право людям обязательно разъясняется.
На заметку
Бесплатную юридическую помощь на Среднем Урале оказывают специалисты Госюрбюро по Свердловской области. Адреса и время работы Госюрбюро в Екатеринбурге, Нижнем Тагиле, Каменске-Уральском, Красноуфимске и Ирбите на сайте www.gubso.ru.