По версии следствия, директор чересчур заботился о чистоте. Так, только с февраля по июль 2013-го метрополитен, имеющий собственные уборочные машины и штат специалистов, заключил несколько договоров с частной клининговой фирмой на ежесуточную уборку пассажирских и санитарных зон станций. Стоимость услуг превысила десять миллионов рублей (в екатеринбургской подземке девять действующих станций, чистота каждой из них обходилась дополнительно более чем в 200 тысяч рублей в месяц).
- Согласно материалам дела, подозреваемый знал, что у метрополитена и без заключения этих договоров имеется достаточно техники и ставок машинистов, - подчеркивает Александр Шульга, старший помощник руководителя СУ СКР по Свердловской области.
Аналогичные договоры, причем уже на более внушительные суммы, заключались и в последующие годы. Сейчас за уборку только одной станции метрополитен платит около пяти миллионов рублей в год. Например, в текущем году за комплексную уборку пассажирских зон и прилегающих территорий станции "Уралмаш" МУП выплатит 5,807 миллиона рублей - такую цену предложил победитель конкурса. Та же компания получит за чистку "Ботанической" 5,39 миллиона, "Машиностроителей" - 4,856, "Геологической" - 6,884.
Прояснить столь сильную тягу к чистоте пока не удалось: директор метрополитена на больничном. Мы попытались просчитать, в какую сумму реально может обходиться уборка станций. По данным портала вакансий, средняя зарплата работающей полный день уборщицы в Екатеринбурге - 19 тысяч рублей в месяц. Выходит, на пять миллионов в год станции по старинке, без применения техники, могли бы драить два десятка уборщиц. Впрочем, в течение рабочего дня уборщиков в подземке не увидишь, так как в контракте значится: "Уборочные работы не должны препятствовать пассажиропотоку". Ну а ночью, надо полагать, логичнее запустить на перроны специальные машины.
Сейчас следователи разбираются, на самом ли деле все эти годы станции метро отмывали щетками с шампунем, или же "отмывали" бюджетные деньги.
Напомним, строительство метрополитена началось в Свердловске еще в бытность Бориса Ельцина первым секретарем обкома КПСС. Первые три станции открыли в 1991-м. Проект строительства второй ветки отложен на неопределенное время ввиду отсутствия средств. В прошлом году метрополитен поставил антирекорд - получил наиболее выдающийся за всю свою историю убыток.