Воронежцы узнают, за что закрыли уникальный театр

"Кухню" опального театра, которому рукоплескала Москва, Европа и Южная Америка, увидят гости Платоновского фестиваля в Воронеже. Бахрушинский музей впервые собрал в таком объеме лучшие экспонаты, оставшиеся после разгрома Камерного.

Театр Александра Таирова появился еще до революции и долгие годы шел в авангарде сценического искусства. Режиссер стоял в одном ряду со Станиславским, Мейерхольдом и Вахтанговым. Его постановками восхищались лучшие драматурги того времени - Шоу, Брехт и О’Нил. Уже при советской власти Камерный трижды выпускали на зарубежные гастроли.

В Воронеж привезли макеты декораций и кукол, эскизы костюмов, афиши легендарных спектаклей "Сакунтала", "Саломея", "Федра", "Оптимистическая трагедия" и "Мадам Бовари". Воссозданы некоторые платья, в которых блистала на сцене жена Таирова, главная актриса Камерного Алиса Коонен. Супруги (и художники, оформлявшие постановки) обитали прямо в стенах театра. Посетители выставки могут даже попасть к ним в гости и сфотографироваться с хозяевами.

Есть здесь и антураж скандальной оперы-фарса "Богатыри" на музыку Бородина, снятой в 1936-м с репертуара после статьи в "Правде" под хлестким названием "Театр, чуждый народу". Таиров, казалось бы, застраховался от идеологических ошибок - взяв не оригинальное либретто XIX века, а обработку большевистского поэта Демьяна Бедного, где высмеивалось Крещение Руси. Спектакль имел большой успех у публики, но не понравился ни критике, ни прогрессивным коллегам по цеху.

Камерный продержался еще несколько лет, в эвакуации работал в Барнауле. Но в 1946-м ЦК ВКП(б) выпустил постановление "О репертуаре драматических театров", по сути, запретив ставить пьесы зарубежных авторов. Для Таирова это был мощный удар. Позже его сняли с должности, на месте Камерного образовали Московский драмтеатр имени А. Пушкина. Режиссер умер в психиатрической клинике.

Специальной выставки, посвященной Камерному театру, до сих пор не было. В собрании столичного Бахрушинского музея около двух тысяч экспонатов, связанных с работой Таирова и Коонен. Для Воронежа отобрали 90.

- За 35 лет существования Камерного сменилось много стилей, и все эти "-измы" можно проследить по оформлению таировских спектаклей, - пояснила куратор выставки Мария Липатова. - Он был очень чуток к малейшим переменам, работал с выдающимися мастерами - Павлом Кузнецовым и Александрой Экстер, Александром Весниным и Вадимом Рындиным (который, к слову, учился в воронежской рисовальной школе. - "РГ"), братьями Стенбергами… Привлекал крупных композиторов, таких как Прокофьев и Свиридов. Последний начинал у Таирова как актер! При Камерном была уникальная кукольная мастерская. Вообще это квинтэссенция театра - синтетическое пространство, где в создании образа участвуют люди, куклы, цвет, музыка, свет… У Таирова и сегодня есть последователи за рубежом. В России - нет.

Выставка "Театр Таирова и Коонен" работает со 2 по 30 июня в зале на ул. Кирова, 8. График: понедельник - пятница с 10 до 19 часов, в субботу и воскресенье с 10 до 16. Вход свободный. Телефон для справок: (473) 277-18-33.