Творческий тандем Эдуард Артемьев - Андрей Кончаловский и автор либретто поэт Юрий Ряшенцев не раз пытались осуществить эту постановку в разных театрах мира. Их постановочные идеи привлекали огромное внимание, но не были воплощены на сцене. Авторы проекта предложили театру мюзикла не просто новую редакцию написанной 35 лет назад рок-оперы, а совершенно новое произведение, ставшее итогом многолетнего творческого поиска.
Накануне премьеры Андрей Кончаловский рассказывал, что им пришлось отказаться от многого из того, что было в романе: "Особенно от потрясающих описаний Санкт-Петербурга, и в то же время мы не отказались ни от чего. В свое время Достоевский сказал, что можно делать что угодно, главное - сохранить дух его романа. Это и было нашей задачей".
"Это жесткий спектакль о цене жизни и о победительной силе любви. Любви и к Богу, и человека к человеку", - считает художественный руководитель Московского театра мюзикла Михаил Швыдкой.
Перед началом постановки Фекла Толстая представил знаменитый роман в рамках проекта "Фестиваль одной книги". Теперь "Преступление и наказание" можно читать в новом формате приложения в рамках проекта "Живые страницы". Это не просто читалка, а возможность увидеть краткие пересказы глав, интерактивные сценарии, например ход времени, который показывает действие произведения на шкале времени. Также здесь можно увидеть пересечения судеб героев.
Фекла Толстая отмечает, что здесь нет никакой отсебятины - только цитаты. А еще можно посмотреть в глаза каждому персонажу - для этого созданы специальные карточки, где они описаны эпитетами-цитатами из текста Федора Михайловича. А самые въедливые читатели могут проследить и маршрут Раскольникова. Что же, теперь можно смело отправляться в путешествие по роману и Санкт-Петербургу. Буквально через полтора месяца в таком же формате появится и книга Александра Пушкина - "Капитанская дочка", пообещала Фекла.
Ну а публика, тем временем, была уже полностью готова смотреть постановку Андрея Кончаловского. Михаил Швыдкой, Андрей Кончаловский и Давид Смелянский представили спектакль, а перед этим на сцене выступил с арией Эдуард Артемьев.
Андрей Кончаловский начал с фестиваля "Красная площадь": "Ничто никогда не заменит настоящей книги, ее запаха. Я приветствую этот фестиваль с большим удовольствием. Я рад, что в России люди еще не разучились читать.Не совсем правильно говорить, что наша постановка - это рок-опера. Это полижанр - есть и цыганщина, и народное пение".
Швыдкой рассказал, что Кончаловский и Смелянский пришли к нему с идеей постановки совершенно не вовремя: "Я готовился читать лекции по русской литературе. Ничего хуже, чем написал Набоков, которого я как раз изучал, о Достоевском я не читал".
Следом Швыдкой пояснил, что первая сцена, которую мы сегодня увидим - вечеринка в праздник Хэллоуин, именно здесь Раскольников встречает Парфирия Петровича. А Кончаловский добавил, что действие происходит в переходе на Сенной площади, в наши дни, герои тоже наши современники. На сцену вышли артисты. На происходящее, присев на стулья, словно строгое жюри, взирали те, кто минутой назад представляли нам эту постановку.
После отрывочка создатели сказали еще несколько слов. "Набоков все время издевается, что убийца и блудница читают Новый завет. На эту мою реплику Кончаловский ответил - это и будет центром сюжета. В наши дни зритель привык к крови. Его надо заставить ужаснутся и в театре…".
Кончаловский после этого неожиданно начал пересказывать роман, заметив, что Достоевский проводит Раскольникова через доказательства, что убивать можно и нужно: "Что зло бывает плохое и хорошее, поэтому самое главное для нас было рассказать, как Раскольников приходит к необходимости убивать, а потом к необходимости раскаиваться. Самая важная для меня тема выпадение из человечества". И перед нами возникли Соня Мармеладова и Родион Раскольников, которые исполнили две арии.
"Нет ничего хуже, чем выводить артистов на такую сцену - без декораций, света и тд. Проще прочитать отрывок из романа и пригласить всех на спектакль, - признался Михаил Ефимович. - Быть артистом театра-мюзикла - сложнейший вид искусства. Нужно уметь все: петь, танцевать и конечно играть. А с Кончаловским это еще сложнее. Сейчас Смелянский вам расскажет".
"Мы делали 850-летие Москвы с Кончаловским и он сказал, что копыта кавалерийского полка будут скользить по брусчатке - нужны галоши. И мы надели весь полк в галоши…. Вот так это - работать с Кончаловскии", - признался Давид Смелянский.
"В мюзикле под формы развлекательные можно вколоть самые серьезные вещи", - уверен Андрей Кончаловский. И после этих слов перед зрителями разыгралась сцена убийства Свидригайлова. Кончаловский, завершая выступление, сказал, что на Красной площади прозвучали кусочки из тех номеров, которые можно смотреть в концерном исполнении.
И в завершении собравшимся показали тюремную сцену Раскольникова и Сони.