Начали с Солженицына-читателя. Он научился читать маленьким, но книг в доме было очень мало. "Читать жадно хотелось, приходилось то, что было, перечитывать много раз - Гоголя и огромный том Лермонтова, который подарили соседи и по советской подписке "Войну и мир" Толстого. Вот в такой пестрой компании я рос", - вспоминал будущий автор "Архипелага ГУЛАГа".
До школьного времени он начал писать рассказы - фантастические, пиратские, приключенческие. Бумаги в 20-х годах не было. Мать приносила с работы бухгалтерские книжки, Александр Исаевич писал на них. Он выпускал свой журнал. У него была очень хорошая учительница по литературе - она давала читать ученикам по ролям.
В 1936 году Солженицын закончил школу, поступил на физико-математический факультет Ростовского университета. Отец погиб в 27 лет. Мать была очень слаба, в Ростове не было филфака, а оставлять мать Солженицын не хотел. "Одурев от математики, я сажусь посоветоваться со стеклянным кубом моей чернильницы и вытянуть из нее пару строк, я хочу оставить хоть что-то после моей краткой жизни", - вспоминал Александр Исаевич. Он также заочно учился на ИФЛИ, на факультете искусствоведения и потом литературы.
Потом пришли война, арест. Где бы Солженицын ни оказывался, он искал книги и пытался писать. На шарашке была неплохая библиотека из книг, которые конфисковывались у арестованных. Писать запрещали, приходилось запоминать большие фрагменты.
После восьми тюрем началась ссылка. Его сослали в Южную часть Казахстана. Он жил один на краю степи в маленьком доме. Мать умерла, когда еще шла война. Жена ушла. В этом поселке не хватало учителя математика и физики. Если бы он был словесник или историк, то после лагеря к преподаванию его бы не допустили.
В школе училось много детей ссыльных - особенные дети, никогда не забывавшие о своем положении. Ему не хватало часов расписания, чтобы дать им то, что они не узнали раньше. Он преподавал математику, физику, астрономию и был классным руководителем. Секрет его обаяния как учителя - он никогда не выказывал превосходства взрослого человека.
Наталия Дмитриевна считает, что Солженицын был прирожденным педагогом, школа его спасла. Он считал, что если уроки перестают приносить учителю удовольствие, то нужно забыть о преподавании.
В 1956 году Никита Хрущев распустил политическую ссылку, и Солженицын переехал во Владимирскую область, потом была Рязань, где он преподавал физику в средней школе, в свободное время тайно писал.
Наступило время путешествия по России. Тогда-то он и начал писать "Крохотки" - стихотворения в прозе, притчи. Некоторые учителя сейчас даже проходят их в шестом классе и просят нарисовать к ним иллюстрации. В Рязани он написал "Один день Ивана Денисовича" и "Матренин двор", отнес рукопись "Одного дня..." Александру Твардовскому в "Новый мир". "Говорят убили русскую литературу, черта с два, лежит она вот в этой папке с завязочками", - отзывался о рукописи Твардовский. Рассказ был прочитан, но подвергся жесткой критике со стороны власти.
Затем был "Архипелаг ГУЛАГ" - писал его две зимы кряду, "Красное колесо", "Август 14-го", который он смог напечатать только в Париже.
Никита Струве, также в Париже, напечатал "Архипелаг". 70-е годы принесли и Нобелевскую премию, и изгнание, но в США Александра Исаевича снова спасли чтение и писательский труд. Эмигранты прислали ему книги: увезти свою библиотеку было невозможно. Писать он не переставал и на чужбине...
Несмотря на ограниченность во времени, лекция оказалась очень информативной.