05.06.2016 22:37
    Поделиться

    В Пушкиногорье завершился 50-й праздник поэзии

    Четыре дня юбилейного Пушкинского фестиваля пролетели как один. "Мой дядя самых честных правил...", - слышалось из Пскова. "Как дай вам Бог любимой быть другим", - аукалось в Тригорском. "О, юный праведник, избранник роковой...", - читали в райцентре Пушкинские Горы. "И быстрой ножкой ножку бьет", - откликались в деревне Бугрово.

    Читали Пушкина. Поэзией дышали, будто воздухом. Такой вот странный наш народ. Такие странные собрались люди - Пушкин и правда им жить помогает. Думаете, это просто красивые слова? А вы не сомневайтесь, просто приезжайте сюда отдышаться...

    Стихами фестиваль открылся в научно-культурном центре Пушкинских Гор. Вслед за поэтами была исполнена опера "Алеко". Но самым насыщенным по традиции выдался праздник в Михайловском.

    Бумажные силуэты поэта были всюду - указывали гостям верные тропинки, грелись с ними на солнце, да и напоминали им о селфи. Пушкин все четыре дня был рядом. Философствовал. Водил по любимым местам. Читал со сцены хулиганские стихи.

    Погода пыталась вмешаться, но сдалась. ВМихайловском было солнечно. На поляне, куда ни посмотри, то спектакли молодежных коллективов, то выступления писателей с поэтами, то игры времен Александра Сергеевича.

    Историческую сцену в этом году переместили на другой конец поляны. А на ее месте выставка с фотолетописью полувековой истории праздника поэзии. Фото из архива размером с баннер показывают знаменитые книжные развалы, сотни внимательных лиц. И, конечно, тех, без кого бы не было легендарного фестиваля...

    - Мы хотели, - рассказывает руководитель отдела выставок Пушкинского заповедника Александр Иванов, - показать тех, кто стоял у истоков праздника в 1967 году, когда ему был присвоен статус всесоюзного. Семен Гейченко, Ираклий Андроников, Павел Антокольский, Михаил Дудин - все они принимали самое деятельное участие в первых, самых многолюдных фестивалях...

    В этом году заповедник начал собирать "вещественные" воспоминания о празднике. Те, у кого остались артефакты разных времен, могут приносить их в музей. В витринах небольшой (пока) экспозиции пригласительные билеты, книги с автографами поэтов - участников чтений, пластинки с записями многолетнего директора музея-заповедника Семена Гейченко и даже пропуски на территорию фестиваля для автомобилей.

    Один подарок в музее считают уникальным: фотографию 1949 года подарил ветеран из Ленинградской области Леонид Баранов. Судя по этому снимку, фестивалю-то не полвека, он гораздо старше. Среди гостей тогда были Борис Полевой, Пабло Неруда, Поль Робсон.

    В этом году Союз писателей России учредил премию "Души настало пробужденье". Первым ее лауреатом стал поэт Владимир Костров. Он признался, что приезжает на фестиваль уже в тридцатый раз. И вот еще: всякий раз, глядя на поляну в Михайловском, он почему-то представляет себе скачущего по ней верхом Пушкина.

    - Александр Сергеевич сделал великое дело, - сказал поэт. - Ведь русский язык был сословным: элиты, большая часть образованных людей говорили на французском, на немецком языках. Именно Пушкин создал язык русской классической литературы.

    Появилась и почтовая марка, посвященная празднику. В церемонии ее гашения специальным штемпелем участвовали и советник президента РФ по культуре Владимир Толстой, и директор музея-заповедника Георгий Василевич.

    Потом читали. И Пушкина, и свое. Пятнадцать авторов - серб Зоран Костич, белорус Андрей Скоринкин, дагестанец Магомед Ахмедов, Абдуллах Бегиев из Кабардино-Балкарии, Станислав Минаков из Белгорода, Наталья Харлампиева из Якутии, Игорь Исаев и Надежда Каменчук из Пскова, москвич Константин Скворцов и петербуржец Андрей Ребров... "Друзья мои, прекрасен наш союз! Он, как душа, неразделим и вечен".

    Читали о любви, о Родине, о чести. О том, что было Пушкину важней всего. И что сегодня ценности своей, несмотря ни на что, не утратило. К счастью, конечно же.

    Поделиться