Как уточнили "РГ" в Комитете Госдумы по бюджету и налогам, в первом чтении поправки планируется рассмотреть на заседании в среду, 8 июня.
Если не возникнет серьезных препятствий, окончательно утвердить их депутаты, возможно, успеют до ухода на летние каникулы.
Законопроект был разработан по поручению президента РФ Владимира Путина. Изменения в Налоговый кодекс призваны снизить финансовую нагрузку на владельцев большегрузов, которые наряду с транспортным налогом с середины ноября прошлого года платят также сбор в систему "Платон" за проезд по федеральным трассам.
Сначала размер платы, напомним, составлял 1,53 рубля за один километр пути, а с 1 марта 2016 года был увеличен до 3,06 рубля за километр.
Нужно отметить, что оба этих платежа, и транспортный налог, и отчисления в систему "Платон" идут на финансирование автомобильных дорог общего пользования. То есть получается своего рода дубль. Учитывая этот факт, законопроектом предлагается реформировать систему платежей.
Как уточняется в пояснительной записке, сумма транспортного налога, исчисленная организациями по итогам налогового периода, будет уменьшаться на сумму, уплаченную в систему "Платон" с каждого конкретного грузовика за один налоговый период.
Кроме того, законопроект освобождает от налогообложения владельцев большегрузов из числа граждан. Но есть условие: сумма платежей, поступивших в систему "Платон" за период с 1 октября налогового периода, предшествующего отчетному налоговому периоду, до 30 сентября включительно отчетного налогового периода, должна превышать или быть равной сумме транспортного налога.
Поправки конкретизируют, что для граждан льгота будет применяться за налоговый период, начиная с 1 января 2015 года, для компаний - с 1 января 2016 года. Действовать новые правила будут до 1 января 2019 года.
По расчетам авторов законопроекта, предоставление владельцам большегрузов такой льготы приведет к выпадающим доходам региональных бюджетов по транспортному налогу в сумме 8,7 миллиарда рублей. Однако они будут компенсированы за счет средств, зачисляемых в Федеральный дорожный фонд от сбора платы в систему "Платон" за проезд грузовиков по федеральным трассам.
Поправки уже прошли обсуждение в двух комитетах Госдумы - профильном Комитете по бюджету и налогам, а также в Комитете по транспорту, который выступает соисполнителем по этому законопроекту.
Оба рекомендовали принять инициативу в первом чтении. В заключении Комитета по транспорту при этом подчеркивается, что депутаты считают целесообразным рассмотреть вопрос о продлении срока действия налоговых льгот и после 1 января 2019 года.
"Платон" работает
На ремонт дорог в 24 регионах России по решению кабмина уже направлено 10,85 миллиарда рублей сборов "Платона".
Речь идет и о 20 городах, "в которых есть наиболее острая потребность в улучшении состояния автомобильных дорог", говорится в документе.
В системе зарегистрировано более 95 процентов крупных российских перевозчиков и свыше 70 процентов от общего числа 12-тонных грузовиков, "бегающих" по российским федеральным трассам.