Жюри основного конкурса возглавит режиссер Николай Лебедев ("Легенда N 17", "Экипаж"), и в его команду войдут актеры Сергей Шакуров и Мария Шалаева, оператор Сергей Мачильский, продюсер Джаник Файзиев, сценарист Анна Пармас и кинокритик Нина Зархи. Если говорить о статистике, семьдесят пять полнометражных картин отсмотрела отборочная комиссия, из которых в Сочи было отобрано четырнадцать. Большая часть конкурсных работ - девять из четырнадцати - оказались дебютными. Почти треть основной конкурсной программы (не считая внеконкурсного фильма-открытия) снято женщинами-режиссерами. Еще интересная программная деталь: впервые в конкурсе будут представлены сразу несколько неигровых фильмов. И в их числе - картина "Год литературы" Ольги Столповской, фиксирующей некоторые неофициальные события 2015 года и делающей попытку ответить на вопрос: что такое для писателя прожить год литературы? Сюжет - литературно-бытовой: сосед сообщает писателю, что его дом будет снесен под строительство автотрассы. Проект шоссе вывешен в Интернете, и там можно увидеть схематично обозначенный дом, где еще недавно собирались молодые современные писатели: Сергей Шаргунов, Павел Санаев, Антон Секисов, Алиса Ганиева, Анна Козлова. Ожидания судьбы дома растягиваются на месяцы. И писатель решает жить так, словно ничего не случилось: он пишет.
Как минимум одна картина на 27-й "Кинотавр" приедет уже обремененная грузом мировой славы и российской театральной истории: новый фильм "Ученик" Кирилла Серебренникова (по пьесе немецкого драматурга Мариуса фон Майенбурга "Мученик") до премьеры в Сочи уже видели в Каннах в программе "Особый взгляд", а его театральный вариант - в спектакле "Гоголь-центра" того же автора. Ракурс видения и там, и там избирается действительно особый: "Мир устроен неправильно, мир погряз во зле, вокруг много лжи, вранья и лицемерия, добродетель поругана, а вера утрачена". Подано это глазами подростка, который считает, что точно знает, что такое хорошо и что такое плохо, какие существуют моральные нормы, как их надо соблюдать, от кого защищать. Для окружающих его присутствие становится серьезным испытанием, а единственный взрослый, который пытается помочь главному герою фильма, - это учительница биологии. Но дело это, как и любые попытки спасти человека от себя самого, оказывается безнадежным и небезопасным.
Более оптимистичное развитие событий обещает сценарий нового фильма Ивана Твердовского-младшего "Зоология" (производство Россия, Германия, Франция, компания "Новые люди"), который после июньской премьеры на "Кинотавре" в начале июля будет представлять российское кино в основной конкурсной программе международного кинофестиваля в Карловых Варах. Фоном для мучительных поисков способов понимания среди людей и обретения гармонии (как внутренней, так и внешней) становится мир животный: героиня картины работает в зоопарке. И оказывается, что у братьев наших меньших есть чему поучиться.
"Если рассуждать о сюжетных тенденциях нынешнего конкурса, то следует вспомнить Фрэнсиса Форда Копполу 79-го года, то есть фильм "Апокалипсис сегодня", - рассказала программный директор "Кинотавра" Ситора Алиева. - Рушится мир, герой умирает, не в силах совладать с трудностями жизни, распад идет на всех уровнях - на физиологическом, моральном, духовном, глобальном. И если кинематограф по-прежнему является призмой реальности, то этот социальный портрет, увы, несколько пессимистичен. Но в конкурсе "Кинотавра" есть примеры не только трагического, но и комического осмысления этой самой деструктивной тенденции. Что важно - раньше этого не было - тут нам на помощь пришло документальное кино. Я посмотрела всю программу и увидела картины, которые после отсмотренных игровых для меня показались самыми реальными по части расшифровки раскрытия реальных сюжетов, реальных персонажей и реальных человеческих драм. Показ подобного рода фильмов решает для нас важную задачу: как сдвинуть рамки и выйти из очень комфортной зоны привычного фестивального игрового кино. "Год литературы" Ольги Столповской - яркий пример того, как в современном кино осмысление собственного бытия происходит в жанре кинорепрезентации. А "Чужая работа" Дениса Шабаева - это такое тонкое эмоциональное наблюдение за жизнью мигрантов в лесу, в строительной бытовке, на обочине Москвы... Две эти ленты как раз и демонстрируют, что в суровом, а подчас трагическом мире, где живут реальные герои, все же есть возможность обрести веру, получить надежду и встретить любовь. Так документальное кино для нас неожиданно смотрится более оптимистичным, чем игровое".